Воздушный клапан для отопления: место установки
На чтение 5 мин.
За хорошую работу системы водяного отопления отвечает множество деталей. Воздушный клапан для отопления — это небольшая, но важная деталь, которой оснащена любая отопительная система вне зависимости от конфигурации контуров.
Воздушный клапан для отопленияЧем опасен воздух в отопительной системе?
При появлении в системе отопления воздуха образуется пробка. Из-за этого одна часть трубопровода остается холодной, а другая — слишком перегревается. Когда скапливается воздух из всех греющих контуров в одном месте, движение теплоносителя полностью прекращается. Чем это грозит:
- Когда в замкнутом контуре появляется воздуховой затор, в системе происходит увеличение давления. Из-за этого срабатывает предохранительный клапан.
- Он будет постоянно срабатывать и выводить воду из системы до тех пор, пока не перегорит отопительное оборудование.
- Иногда из-за такого давления разрываются трубы.
Чтобы не допустить этого и устранить проблему, устанавливают воздухоотводчик. Кроме этих трудностей, наличие воздуха в контуре приведет к окислению трубы, возникновению ржавчины и уменьшению эксплуатационного срока.
Назначение и виды воздухоотводчиков
Воздухоотводчик предназначен для сброса воздуха из системы отопления и позволяет избежать появления воздушных пробок. Скопление воздуха происходит во время функционирования системы или из-за неполадок. Иногда такое случается, когда трубопровод заполняют теплоносителем или при потере герметичности в одном из механизмов. Есть 2 вида воздухоотводчиков, которые отличаются друг от друга конструктивными особенностями:
- ручные краны Маевского;
- автоматические воздушные клапаны.
Каждое устройство состоит из оболочки и клапана. Корпус имеет резьбовое соединение и прокладку, благодаря которым он крепится на любом участке отопительной системы. Выпускной канал закрывается клапаном, который состоит из резиновой прокладки или имеет форму конуса. В зависимости от модели клапан может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Каждое изделие подходит для монтажа на любом участке системы и работает одинаково. Электромагнитные клапаны для воздуха имеют прямую и угловую конфигурацию, а краны Маевского изготовлены в радиаторном и простом оформлении.
Где ставятся клапаны спуска воздуха?
В отопительных системах открытого типа воздух уходит посредством расширительного бачка. Но если система оснащена насосом для принудительной циркуляции теплоносителя, то есть вероятность появления воздушных заторов. Поэтому в таких системах устанавливают устройство для спуска воздуха ручного или автоматического типа. Места установки воздухотводчиков в зависимости от различных ситуаций:
- На радиаторах принято устанавливать ручной клапан для сброса воздуха. Его монтируют в этом месте потому, что завоздушивание чаще всего происходит в этой точке отопительного участка. Поэтому устройствами стараются оснащать все радиаторы.
- На верхних участках вертикальных стояков (куда пытаются проникнуть пузырьки) устанавливают автоматические приборы прямого типа. Это самые популярные модели, их также монтируют на коллекторах теплых полов.
- Если воздух скопился в труднодоступном месте, таком как торцы тупиковых ответвлений, то используют угловые и радиаторные модели. Клапан присоединяют к системе посредством патрубка.
- Если конструкция циркуляционного насоса предусматривает монтаж воздухоотводчика, то его монтируют с целью улучшения работоспособности аппарата. Завоздушенный теплоноситель сложнее перекачивается насосом и тормозит его работу. Из-за этого он часто останавливается, что приводит к быстрому изнашиванию подшипников и крыльчатки.
Как выбрать и установить воздушный клапан для отопления?
Специалисты советуют покупать качественные изделия у проверенных поставщиков, а не дешевую китайскую продукцию. Выбор воздушного клапана:
- изделия, оснащенные отсекающим краном, являются лучшими, т. к. их можно легко снять и заменить;
- чтобы не пользоваться отвертками и ключами кран Маевского выбирают с ручкой;
- лучшими считаются те модели, которые оснащены дополнительными функциями;
- изделия, покрытые анодированной защитой, не подвергаются окислению.
Но прежде чем покупать клапан для сброса воздуха, нужно ознакомиться с техническими характеристиками отопительного оборудования. Для двухэтажного дома используют устройства с рабочей температурой 100°С. Они качественно работают при давлении в 0,5-7 Бар. Монтаж клапана:
- Автоматическое устройство для стравливания воздуха монтируют на радиаторах вертикально. При этом колпачок, который закрывает выпускное отверстие, направляется вверх. Такое расположение применяется для прямых и угловых моделей.
- Шаровой кран монтируют перед спускным клапаном. Это обязательное условие, благодаря которому воздухоотводчик можно снять в любое время, не сливая воду. Иногда вместо шарового крана монтируют отсекающий клапан.
- Монтаж крана Маевского проводят гаечным ключом. В отличие от разводного ключа, с этим инструментом легче отслеживать уровень затягивания крепежа. Чтобы во время прикручивания устройство не сломалось, его держат за шестигранник, расположенный под камерой, а не за корпус.
Если в многоэтажном доме скопление воздуха произошло после замены радиаторов, то воздухоотводчик монтируют на каждом радиаторе, расположенном в верхнем коллекторе.
Как избавиться от воздушной пробки?
Иногда из-за неправильной укладки труб и неграмотного инженерного проектирования воздушные пробки возникают в труднодоступных местах. Удалить оттуда воздух сложно. Процесс стравливания воздуха:
- Определить местоположение пробки можно по журчанию и холодному участку трубы. Если эти признаки отсутствуют, то трубы простукивают. Звонкий и громкий звук говорит о скоплении воздуха.
- В частном доме воздуховые подушки из труб выгоняют путем увеличения температуры или давления. Для этого открывают ближайший к затору клапан спуска и подпиточный кран. Теплоноситель заполнит трубы, давление поднимется, пробка начнет двигаться и выйдет через клапан. После выхода всего воздуха шипение прекратится, и напор воды можно перекрыть.
- Если пробка осталась, то необходимо поднять температуру и давление одновременно. Показатели поднимают до максимального уровня (не превышают его, т. к. это опасно).
При неправильном проектировании проблема будет появляться регулярно и в одном и том же месте. Чтобы ее убрать, в это место подключают воздухоотводчик. Для больших магистралей монтируют тройник. На свободный вход монтируют клапан.
trubyda.ru
устройство и какой выбрать для сброса воздуха и избыточного давления
Доброе время суток, дорогой читатель! Многим жителям многоквартирных домов уже доставили массу неудобств воздушные пробки в системе теплоснабжения. Казалось бы, уже начался отопительный сезон, система водой заполнена, а батареи в некоторых комнатах остаются холодными полностью или частично. Поможет в этом случае, только своевременный сброс скопившегося воздуха из обогревающих приборов. Быстро это можно сделать через воздушный клапан для отопления, который предусмотрительно должен быть установлен в систему ещё во время сборки системы.
Причины и последствия пробок в открытой системе отопления с естественной циркуляцией
Ситуации, когда некоторые радиаторы не прогреваются совсем или прогреваются частично происходит из-за воздуха, скопившегося в приборе. Он является препятствием для полного заполнения всех секций батареи теплоносителем.
Если система отопления открытого типа с естественной циркуляцией, то причинами появления воздушных пробок в ней могут стать:
- несоблюдение уклонов труб во время монтажа;
- заполнение контура водой с использованием расширительного бака;
- мероприятия по ремонту системы и слив из неё воды;
- слишком быстрое заполнение контура водой при пуске системы;
- подача воды при заполнении системы осуществлялась из её верхней точки;
- плохая работа воздухоотводчиков или их отсутствие;
- постепенное выделение пузырьков воздуха из воды при нагреве, что относится к естественным физическим явлениям.
Негативными последствиями завоздушивания системы отопления могут стать:
- плохая циркуляция теплоносителя или её полная остановка;
- снижение эффективности обогрева помещения;
- коррозийное разрушение металла изнутри приборов под воздействием кислорода;
- появление громких звуков в виде булькания и журчания, что нарушает комфортную акустику в жилище.
Причины и последствия пробок в закрытой системе с принудительной циркуляцией
Кроме тех же причин, которые приводят к завоздушиванию открытый контур, на возникновение пробок в закрытой системе отопления могут повлиять и другие причины:
Последствия завоздушивания систем с циркуляцией принудительного типа могут быть более опасными, например:
- может прогореть корпус теплообменника газового котла;
- произойти разрушение целостности контура в местах стыковки элементов;
- треснут от размораживания радиаторы, в которые не поступает горячая вода.
Как избавиться от пробки
Выбор способа сброса воздуха из контура отопительной системы зависит от её конфигурации и особенностей организации циркуляции теплоносителя — естественная или принудительная.
При естественной циркуляции сброс воздуха осуществляется через расширительный бачок, установленный в самом высоком месте. Это возможно, только при условии свободного перемещения воздуха по трубам к месту размещения расширительного бачка. Для этого, в системе обязательно предусмотрен уклон трубопроводов, а на выходе из теплообменника котла монтируется шариковый или электромагнитный обратный клапан.
Системы с режимом принудительной циркуляции и наличием нижней разводки оборудуются воздухосборником в самом высоком месте. Подъём теплоносителя происходит в подающей магистрали в направлении его движения.
Обратный трубопровод в том же направлении имеет уклон, что даёт возможность быстро спустить жидкость при ремонтных работах и после окончания отопительного сезона.
Кроме того, такие системы укомплектовывают кранами — воздухоотводчиками (воздушными клапанами), которые устанавливают в точках, где существует наибольшая опасность образования воздушных пробок.
Для спуска воздуха из батарей, оборудованных ручным клапаном, необходимо:
- выполнить поворот винта запорного узла на пол оборота, до появления шипящего звука;
- оставить кран открытым до момента прекращения шипения и появления из сливного отверстия равномерной струи теплоносителя;
- завернуть запорный винт в первоначальное положение.
При необходимости процедуру повторяют ещё раз, сливая 200 — 500 мл воды.
Что касается алюминиевых радиаторов, то бороться с завоздушиванием в них немного сложнее. Воздух в них появляется намного чаще из-за свойств этого материала усиливать газообразование и требует регулярного спуска.
Виды клапанов
Воздушный клапан — сантехническое устройство, предназначенное для стравливания воздуха из отопительного контура путём отвода их наружу. Выпускается в двух вариантах управления: ручного и автоматического типа.
Автоматический воздухоотводчик
Воздушный клапан автоматического действия состоит из металлического или пластикового корпуса, имеющий форму цилиндра или конуса. В его полости находится поплавок из пластика, который связан через флажок со штоком с затвором игольчатого типа. Для подключения клапана к элементам системы отопления его корпус снабжён резьбовым соединением с уплотнительной прокладкой.
Работа воздушного клапана происходит следующим образом:
- Воздух, попадая в корпус устройства, скапливается в его верхней зоне и постепенно вытесняет жидкость. При этом происходит опускание поплавка.
- При перемещении вниз поплавок приводит в движение шток, а тот в свою очередь увлекает за собой затворный орган. Клапан открывается и начинает стравливать воздух наружу.
- После удаления воздуха вода снова заполняет камеру корпуса прибора, заставляя поплавок переместиться вверх и закрыть сбросное отверстие. До следующего процесса удаления воздуха устройство находится в режиме ожидания.
В комплект некоторых моделей автоматических воздухоотводчиков входит переходник с внутренним подпружиненным клапаном. Его закрытие при демонтаже прибора происходит автоматически.
По конструктивному исполнению автоматические воздушники бывают 3-х видов:
- трубные прямые — для установки на вертикальные стояки;
- трубные угловые — монтируются на горизонтальных участках труб;
- радиаторные — для алюминиевых и биметаллических батарей.
Где ставят клапаны и как монтируют
Для эффективного удаления воздушных пробок клапаны устанавливаться в местах наибольшей вероятности их скопления, а именно в:
- самых высоких точках системы, в которые устремляется более лёгкий воздух;
- на прямом подающем трубопроводе;
- сепараторах, гребёнках;
- в распределительных коллекторах систем «тёплый пол»;
- теплообменнике отопительного котла;
- на каждой линии подачи воды в коллектор;
- перед расширительным бачком;
- на линиях, образующих П — образные петли.
Устанавливается автоматический воздухоотводчик ниппелем вверх, иначе поплавок не будет работать.
Для присоединения к трубе используют клапан — отсекатель. Для ввинчивания воздухоотводчика применяют обычный рожковый ключ, так как корпус снизу имеет форму шестигранника.
Неисправности клапанов и способы устранения
Из-за низкого качества теплоносителя на игле клапана может скапливаться жёсткий налёт соли, который препятствует плотному перекрытию выпускного отверстия и клапан начинает подтекать. Чтобы это исправить необходимо:
- открутить крышку корпуса:
- зачистить запорную деталь и другие элементы узла;
- собрать конструкцию прибора снова.
Ещё одной неисправностью может стать разрушение уплотнительной прокладки между крышкой и корпусом прибора. Вода в этом случае тоже сочится, но уже из-под крышки. Устраняется эта неисправность заменой кольца или дополнительной намоткой ленты — фум на резьбовую часть в корпусе.
Воздушный клапан ручного управления
Ручным воздушным клапаном является кран Маевского. Он представляет собой латунный корпус цилиндрической формы с наружной резьбой и сквозным отверстием, перекрытие которого осуществляется посредством винта с конусообразным концом. Проходное отверстие расположено в центре корпуса, а от него отходит калиброванный канал круглого сечения. При выкручивании винта происходит освобождение прохода в боковой канал, через который скопившийся воздух продвигается к выходному отверстию. После сброса газов винт закручивается в первоначальное положение.
Краны Маевского имеют различия по способу откручивания винта:
- поворачивая головку штока специальным ключом;
- несъёмной рукояткой;
- шлицевой отвёрткой при наличии прямого паза (шлица) на головке штока.
Где правильно поставить и как смонтировать
Кран Маевского устанавливается с торца радиатора, в его верхней точке. Для этих целей батарея перекрывается кранами системы отопления, если таковых не имеется, вода сливается со всего контура. Затем из радиатора откручивается глухая пробка. На её место вкручивается пробка с резьбовым отверстием, а уже в неё вкручивается кран. При этом нужно соблюсти следующие условия:
- спускное отверстие крана должно быть отвёрнуто от стены:
- отводящий канал должен быть немного наклонён вниз, что позволит подставлять ёмкости для слива части воды.
Неисправности и способы устранения
Загрязнённость теплоносителя может привести к непроходимости спускного отверстия. Очистить его можно с помощью обычной иглы, освободив проход от засора.
Если из крана появляется течь, то его лучше сразу заменить.
Не способны держать давление только бракованные изделия или с повреждённой резьбой твёрдыми частицами. В обоих случаях лучшим выходом будет замена крана.
Как правильно выбрать клапан
При выборе модели автоматического воздушного клапана определяют соответствие его рабочих параметров (максимально допустимого уровня температуры и давления) характеристикам отопительной системы. Например, для системы обогрева частного дома высотой до 2 этажей подойдёт воздушник с рабочей температурой до 110ºС и давлением до 7 Бар.
Так же обращают внимание на материал, из которого изготовлен клапан. Желательно, чтобы это была именно латунь, а не дешёвое изделие из силумина, внешне похожего на латунный прибор, но быстро выходящее из строя.
Кран Маевского рекомендуется приобретать от известных производителей, гарантирующих отсутствие брака и как следствие аварийных ситуаций. Самая удобная и безопасная модель, та у которой винт имеет шлицу и откручивается отвёрткой, так как не всегда есть под рукой разводной ключ, а ручку могут повернуть оставшиеся без присмотра дети младшего возраста, что неизбежно приведёт к ожогам.
Своевременный сброс воздуха из системы теплоснабжения продлит срок службы отопительных приборов и поможет обеспечить комфортную температуру в квартире. Подписывайтесь на наш канал и делитесь полезными идеями в социальных сетях.
Загрузка…vseotrube.ru
принцип работы и виды устройств
Одним из главных условий нормального функционирования системы отопления в доме является достаточный уровень циркуляции теплоносителя. Поэтому при проектировании схемы отопления теплотехники уделяют особое внимание способу подключения отопительных приборов при наличии системы с естественной циркуляцией теплоносителя, или тщательно просчитывают мощность циркуляционного насоса, который создаст нужное давление в системах с принудительным типом циркуляции.
Но даже в грамотно спроектированных и правильно подключенных контурах со временем образуются так называемые воздушные пробки, из-за которых воздушит систему отопления во время обогрева дома. Пробки препятствуют прохождению воды по контуру и снижают общую производительность отопительной системы. Провоцировать появление воздушных пробок могут различные факторы. Но зачастую причины завоздушивания системы отопления кроются в том, что во время использования отопительных приборов в контурах закрытого типа выделяется воздушная масса, состоящая из кислорода и водорода.
Причинами скопления воздуха могут быть также другие факторы:
- подсос воздуха извне при подпитке системы;
- некачественное заполнение контура теплоносителем;
- воздух вносится в абсорбированном виде из трубопровода подачи воды;
- некорректно спроектированная система отопления.
Если собственник вовремя не выпустит воздушную смесь из отопительного контура, он поставит под угрозу целостность всей системы отопления.
Какие признаки указывают на необходимость установки воздушного клапана?
Чтобы не допустить скопления воздуха теплотехники предлагают использовать клапан воздушный для отопления с самого начала эксплуатации контура, поэтому специалисты-теплотехники в составленной схеме отопления дают рекомендации относительно того, какой именно воздухоотводчик подойдет к конкретной системе отопления.
Однако в некоторых случаях, пытаясь сэкономить средства на покупке данного типа регулирующей арматуры, собственники отказываются от установки приборов и тем самым провоцируют ряд проблем. Чтобы решить их, им приходится монтировать клапан воздушный для системы отопления уже после того, как контур был обвязан и подключен к котлу.
Следующие признаки свидетельствуют о наличии воздушных пробок и указывают на необходимость интеграции воздухоотводчика в контур отопления:
- неравномерный прогрев батарей;
- появления «холодных пятен» на трубопроводе;
- плохая циркуляция в системе отопления;
- шум в отопительных приборах;
- некачественный обогрев дома.
Какие проблемы позволяет решить воздухоотводчик?
При движении по контуру, теплоноситель выбирает путь наименьшего сопротивления, а поскольку завоздушенные участки являются серьезным препятствием для прохождения подогретой воды от котла, то батареи со скоплениями воздушной массы остаются холодными или прогреваются лишь частично. Помимо того, что такое явление ухудшает качество обогрева, оно также губительно влияет на работоспособность всех элементов, подключенных к контуру.
Если в системе отопления не используется клапан на радиаторе отопления для стравливания воздуха, то собственник может ждать следующих неприятностей:
- выход из строя котла в результате перегрева теплообменника;
- коррозия отопительных приборов;
- низкая температура радиаторов при работе котла на пике производительности;
- риск размораживания отдельного радиатора или целого контура в сильные морозы;
- резкие скачки давления в контуре, приводящие к протечкам и нарушению целостности отопительных приборов.
Стоит понимать, что воздух в контуре — это серьезная неприятность. А как избавиться от воздуха в контуре можно узнать в нашей статье «Как грамотно спустить воздух из радиатора отопления?». Он имеет отличные от воды физические свойства — при нагревании расширяется больше и быстрее. Это приводит к возникновению серьезных аварийных ситуаций.
Зная о том, как правильно развоздушить систему отопления, собственник защитит себя от лишних хлопот и затрат, и выведет уровень надежности отопительного контура на новый уровень.
На каких участках рекомендуется установка клапана?
Если собственник подходит к вопросу реализации системы отопления серьезно, то он установит воздухоотводчики в контуре согласно предписанию схемы отопления. Зачастую воздух скапливается в одних и тех же местах. Это верхние точки радиаторов, закольцованные участки трубопроводов, отопительные котлы. Если на этих участках завоздушена система отопления в частном доме или в квартире собственник быстро ощутит это из-за плохого качества обогрева отдельных комнат или этажей.
Чтобы не допустить этого, воздухоотводчики рекомендуется монтировать на следующих участках:
- коллектор;
- радиатор;
- котел;
- гидравлическая стрелка;
- установка клапана должна производится в самой высшей точке перечисленных участков.
При рассмотрении вопроса использования воздухоотводчиков в системе отопления, особую щепетильность стоит проявить потребителям, использующим в контуре алюминиевые радиаторы. Дело в том, что алюминий работает как катализатор и ускоряет процесс распада воды на атомы кислорода и водорода, обуславливая этим появление воздушных пробок. При этом и другие виды радиаторов нуждаются в специальных клапанах.
Это радиаторы следующих типов:
Принцип работы и типы устройств
Если завоздушивается система отопления, то у собственника есть вариант использования одного из нескольких типов воздухоотводчиков, которые помогут решить все существующие проблемы. Существует клапан автоматический воздушный для отопления, который может стравливать воздух самостоятельно без вмешательства со стороны пользователя, а также ручной воздухоотводчик, работающий по более примитивному принципу.
Конструкция устройств автоматического типа основана на использовании принципа поплавка.
Если система работает исправно и в ней нет воздушных пробок, то поплавок плавает на поверхности и прижимает собой пробку или иглу на выпускном отверстии. В том случае, когда в результате завоздушенности уровень воды в радиаторе снижается — поплавок уходит вниз и открывает клапан для стравливания воздуха. Ручной аналог требует самостоятельного откручивания клапана.
Независимо от того, какой тип устройства выбрал собственник, при должном уровне эксплуатации он поможет решить проблему завоздушенных участков и вернуть системе отопления прежнюю производительность и эффективность.
Используя воздухоотводчик, собственник будет знать как развоздушить радиатор отопления, петлеобразный изгиб трубопровода или котел. При этом ему стоит помнить, что любой воздушный клапан — это расходный материал, который необходимо своевременно заменять. Для слаженной работы контура собственнику важно соблюдать правила эксплуатации клапанов, следить за их работоспособностью, а также менять изношенные воздухоотводчики на новую арматуру по прошествии срока эксплуатации, указанного производителем.
spetsotoplenie.ru
устройство и принцип работы воздухоспускной системы
Появление воздушных пробок — это отличительная черта отопительных водяных систем. В открытых отапливаемых контурах такая проблема легко решается, поскольку воздух выходит естественным способом. А для закрытых систем, например, централизованного отопления, необходимо использовать специальные устройства, чтобы вывести воздух из тепловых магистралей. Этими устройствами являются ручные и автоматические воздушные клапаны.
Основные виды
Воздушные пузырьки, которые содержатся в теплоносителе, начинают скапливаться на определенных участках системы отопления и в батареях. Появившийся пузырь продолжает дополняться новыми порциями воздуха и образует пробку, которая блокирует передвижение теплоносителя в этом месте. Вследствие этого близлежащие радиаторы отопления остывают. Для вывода воздуха используется 2 типа спусковых вентилей:
- автоматический клапан сброса воздуха;
- ручной кран Маевского.
Эффективное устройство для вывода воздухаВентили выбираются с учетом удобства эксплуатации, а также принципа работы. Устанавливают клапаны на тех участках, где существует максимальный риск образования пробок — в наивысшую точку отопительной системы и на верхний коллектор всех радиаторов.
Ручной кран Маевского
Устройство вентиля Маевского понять очень просто. На окончаниях корпуса с внешним резьбовым присоединением ½″ или ¾″ находится отверстие диаметром 2 мм. Это сечение перекрыто винтом с наконечником в виде конуса. Сбоку крана находится небольшое отверстие, которое предназначено для выпуска воздуха.
Модернизированный клапан для выпуска воздуха имеет поворотную пластиковую втулку, внутри которой находится канал для отвода. Удобство заключается в том, что положение отверстия для сброса можно отрегулировать с помощью разворота пластиковой втулки. Механический клапан для спуска воздуха из системы отопления работает по такому принципу:
- При работающем отоплении запорный винт вкручен, а конус надежно закрывает отверстие.
- Если необходимо избавиться от воздушной пробки, винт выкручивается на несколько оборотов. Под давлением находящейся воды в тепловой системе пробка выходит через отверстие, далее переходит в спускной канал и передвигается по нему наружу.
- Сначала выходит чистый воздух, затем — вместе с теплоносителем. Винт закручивается, когда из канала начинает выходить чистая вода.
Механический клапан — это безотказное устройство для спуска воздуха из системы. Секрет этой безотказности состоит в отсутствии подвижных элементов, которые могут заржаветь, износиться или забиться. Выкручивание винта у механических клапанов может осуществляться с помощью ключа, отвертки или стальной рукояти.
В этом видео вы узнаете плюсы и минусы воздушного клапана (воздухоотводчика):
Автоматический воздухоотводчик
Несложно понять, что этот клапан работает без участия человека. Устройство имеет вид вертикального латунного бочонка с резьбовым соединением G ½″, где размещен пластиковый поплавок, который соединен с подпружиненным клапаном для вывода воздушной пробки. Принцип работы автоматического воздушного клапана для отопления следующий:
- При работающей системе отопления камера в корпусе наполнена водой, поднимающей поплавок вверх. Подпружиненный клапан находится в закрытом состоянии.
- С учетом скопления воздуха в верхней части клапана уровень воды уменьшается, и поплавок опускается.
- Когда уровень снизится до максимальных показателей, масса поплавка полностью сожмет пружину, открывая тем самым клапан. В результате начинается выброс воздуха.
- За счет чрезмерного давления в тепловой системе теплоноситель вытеснит воздух из клапана, вода займет это место и заново приведет поплавок рабочее состояние.
По своему исполнению автоматические клапаны для сброса воздуха из системы отопления могут быть с угловым и прямым соединением. Одни изготовители делают отверстие сброса сверху, другие — в сторону. Для потребителя эти отличия значительной роли не играют, но вот опытному сантехнику они о многом могут рассказать. Как показала практика, оборудование с боковым сбросом надежней в эксплуатации, чем клапаны с верхним выводом.
Устройство автоматических клапанов все время совершенствуется. Ведущие изготовители наделяют эти элементы различными функциями:
- Защита от гидравлических ударов при помощи специальной пластины (устанавливается на входе в камеру).
- Установка мини-клапана в заглушку радиатора.
- Возможность выкрутить сбрасыватель воздуха для ремонта, не опорожняя при этом отопительную систему. Достигается это благодаря наличию автоматического отсекающего подпружиненного вентиля, установленного на входном штуцере. Если сантехник откручивает элемент, то пружина выравнивается, а уплотнительная шайба перекрывает проход.
Автоматический воздухоотводчик – принцип работы, обзор:
Места установки клапана
В каждой схеме водяной отопительной системы находятся участки, в которых установка отводчиков воздуха является обязательной. Если рассматривать вентили Маевского, то их необходимо устанавливать на все радиаторы, чтобы выводить скапливающийся воздух. Делать это нужно в пробке верхней части угла, отдаленного от места соединения подающей магистрали с батареей. Воздушные пузырьки собираются именно здесь. Автоматические воздухосбрасыватели нужно устанавливать строго вертикально в таких местах отопительной системы:
- на всех коллекторах при устройстве системы «теплый пол»;
- в групповой части безопасности котельного оборудования, которая присоединяется к закрытой системе;
- на водонагреватель косвенного нагрева и буферную емкость, если это допускает конструкция;
- если наивысшей высокой точкой выступает трубопровод, а не батарея, то на нее устанавливается поплавковый отводчик воздуха;
- на гидрострелку;
- на распределительную гребенку;
- на участки подключения полотенцесушителя.
Также сбрасыватели воздуха устанавливаются в проблемных зонах отопительной системы, где в силу определенных причин укладка трубопровода имеет повернутые вверх П-образные петли (к примеру, трубопровод обходит сверху лестничный марш либо проем двери, а затем заново опускается). В этих компенсаторах воздух собирается с гарантией 100%, потому здесь необходим автоматический воздухоспускной клапан.
Никогда не нужно врезать кран Маевского непосредственно в трубопровод отопления, так как воздушные пузырьки пройдут мимо него одновременно с передвижением теплоносителя. Кран в этом случае будет просто бесполезен. Для правильной работы механическому спускному клапану необходима камера для сбора воздуха (у автоматических систем есть своя). Лучше всего сделать врезку в магистраль вертикальной трубой, которая и будет служить камерой для сбора воздуха, а затем сверху врезать кран.
Если у человека во время наполнения системы отопления водой нет желания бегать между батареями с отверткой, ему нужно установить вместо кранов Маевского угловые автоматические сбрасыватели воздуха. Этот вариант подходит и для квартир, которые обогреваются централизованно: в чугунных радиаторах очень часто появляются воздушные пробки, а убрать их просто нет возможности.
Чтобы колба сбрасывателя воздуха не находилась на виду и не цеплялась за занавески, можно использовать мини-модель этого устройства, которая встраивается в крышку радиатора.
Качественный недорогой автоматический клапан воздушного компрессора
Способы удаления воздуха
Воздушная пробка не может находиться в легкодоступном месте постоянно. Во время ошибок при укладке или проектировании воздух скапливается в трубах. Удалить его оттуда довольно сложно. Для этого сначала нужно выявить месторасположение пробки. На участке ее появления трубы становятся холодными, также можно услышать внутри них журчание. Если не отмечается явных признаков, то можно проверить трубы по звуку с помощью простукивания. В зоне скопления воздушной пробки звук более громкий и звонкий.
После этого воздух необходимо выгнать. Если рассматривать отопительную систему частного дома, то для этого нужно поднять давление или температуру. Чтобы увеличить давление, необходимо открутить подпиточный вентиль и ближайший клапан выпуска воздуха. В контур отопления начнет поступать вода, увеличивая давление, что вынуждает воздух передвигаться вперед. Пробка выйдет после того, как попадёт в спускной клапан. Когда все воздушные массы полностью выйдут, воздухосбрасыватель перестанет шипеть.
Перед удалением воздуха, внимательно прочитайте нюансы этого действияНо не все воздушные пробки можно удалить таким способом. В определенных случаях необходимо одновременно увеличивать и давление, и температуру. Эти показатели нужно поднять до значений, которые близки к критичным, но превышать их нельзя. Если после проведенной процедуры воздух не вышел, можно попробовать открыть дополнительно спускной и подпиточный кран. Возможно, так получится сдвинуть воздушную пробку.
Если проблема появляется регулярно на одном участке, значит, виной всему неправильная разводка труб или ошибка в проекте. Чтобы не мучаться все время в сезон отопления, в проблемную зону врезают спусковой клапан. В трубопровод можно установить тройник и на свободный вход поставить вентиль. В этом случае проблема в дальнейшем решается очень просто.
Автоматический клапан приточной вентиляции AERECO:
Рекомендации специалистов
Первая и самая важная рекомендация — не приобретать автоматические воздушные клапаны китайского изготовления. Последствия этой экономии отлично известны опытным сантехникам:
- внутренности устройства очень быстро ломаются под давлением теплоносителя;
- некачественный отводчик воздуха может заклинить, в результате чего он не будет работать;
- одновременно с воздушным потоком клапан пропускает теплоноситель, от этого на радиаторе и полу появляются потеки, а в отопительной системе снижается давление.
С краном Маевского все намного проще — в этом устройстве нечему ломаться. При этом вентиль не является сложным отопительным устройством и его стоимость доступна даже у знаменитых брендов. К примеру, изготовители Valtec, Caleffi и Icma предлагают отличные бюджетные изделия. Также хорошо себя зарекомендовали вентили от компании Spirotech. Советы по выбору воздухоотводчиков:
- Кран Маевского желательно выбирать с рукояткой, чтобы не мучаться с ключами. Пользоваться рукоятью удобно и в труднодоступных местах, если батарея отопления находится в нише.
- Приветствуются дополнительные функции, которые улучшают работу отопительной системы. Если средства позволяют, желательно установить воздухоотводчик, улавливающий мелкие пузыри.
- Анодированное покрытие спускового механизма большой роли во время эксплуатации не играет. Покрытие только защищает металл от коррозии.
- Нельзя забывать, что поплавковые изделия сброса воздуха рассчитаны на срабатывание при определенных температурах воды и давлении.
- Лучше всего выбирать автоматический вентиль с отсекающим краном. Это даст возможность в любое время выкрутить деталь для ремонта.
- Если в доме есть маленькие дети, то лучше всего установить механический вентиль под отвертку. Ребенок может случайно провернуть ручку, открыть кран и обжечься теплоносителем.
На рынке существуют комбинированные устройства, которые оборудованы клапаном сброса. Это различные краны, балансировочные вентили и циркуляционные насосы. На таких изделиях не нужно заострять внимание, лучше все детали схемы установить по отдельности.
Такое простое, но довольно важное устройство, как воздухоотводчик, выбрать несложно, особенно если он находится в комплекте с остальным оборудованием: радиатором отопления, коллектором или группой безопасности. Если же необходимо выбирать это устройство отдельно, то необходимо помнить о качестве материала, из которого оно сделано. Следует остерегаться разных силуминовых подделок, которые имитируют латунные изделия.
kaminguru.com
воздушный клапан для отопления и система сброса
В водяных тепловых системах автономного или централизованного типа может скапливаться воздух. Пробки становятся причиной снижения эффективности работы приборов, могут быстро вывести из строя дорогое оборудование, повысить шумовой фон при циркуляции теплоносителя, спровоцировать образование щелчков и стуков в радиаторах. Для спускания избытка газа предназначен автоматический воздухоотводчик – прибор, который ставится на все системы с соблюдением технологических нормативов. Рассмотрим особенности клапанов, их устройство и варианты монтажа.
Откуда появляется воздух в системе отопления?
Причин завоздушивания магистрали несколько:
- При нагревании водного теплоносителя из жидкости выделяется кислород. Порции малых пузырьков скапливаются и провоцируют появление пробок.
- Заполнение контуров жидкостью под большим напором приводит к тому, что газы не успевают стравливаться и остаются (накапливаются) в трубопроводах. Контуры с ответвлениями надо наполнять медленно, в течение 1-2 часов, подавая струю с малым напором – только так выйдут все пузырьки воздуха.
- Разгерметизация системы – частая причина завоздушивания. Неплотно прикрученные соединения, щели, каверны – это каналы для поступления газов внутрь туннелей.
- Формирование сети из полимерной трубы без антидиффузного покрытия приведет к быстрому и частому завоздушиванию. Отсутствие защитной пленки на деталях открывает доступ кислорода внутрь.
- Нарушенная технология выкладки труб без уклона, неверного диаметра также приводит к образованию пробок. Особенно важно следить за уровнем наклона в самотечных магистралях, где воздух может застаиваться, не поступать в клапаны для стравливания газов.
Совет! Чтобы избежать появления пробок в отремонтированных тепловых сетях, следует после проверки на герметичность стравить избыток газов вентилями, кранами.
Что такое воздушные клапаны?
Воздушный клапан для отопления представляет собой цилиндрический герметичный корпус из латуни. Внутри прочной оболочки находится пустотелый поплавок из полипропилена или тефлона, соединенный рычагом с клапаном спуска, оснащенного запорной заглушкой. Колпачок заглушки нужен для предупреждения утечки теплоносителя при поломке устройства.
Важно! Нормальная функциональность воздухосборника для системы отопления возможна только при полностью открытой заглушке. Закрывается колпачок для защиты поплавка от мусора и пыли. Запуск клапана в работу подразумевает скручивание колпачка.
Различаются сбросные устройства по трем видам:
- приборы прямые только вертикального монтажа;
- угловые, их можно ставить под прямым углом вместо кранов Маевского, если нет возможности интегрировать прямое устройство;
- специальные сбросники для монтажа на батареи.
Принцип работы определяется типом изделия – ручные (краны Маевского) и автоматические поплавкового типа.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности работы ручных клапанов
Механический или ручной спускник воздуха системы отопления отличается простотой устройства и представляет собой латунный корпус с внешней резьбой и торцевым отверстием размером в 2 мм, которое перекрывает винт с конусообразным наконечником. Сбоку на корпусе есть отверстие уменьшенного размера для стравливания газов. На чертежах видно, что кран Маевского – простое, но прочное и функциональное устройство, которое сложно сломать, именно поэтому ручные клапаны пользуются популярностью.
На заметку! Чтобы не крутить вентиль, надо подобрать улучшенную версию спускника с поворотной вставкой из пластика с отводным каналом. Для регулировки положения отверстия для сброса газов поворачивается пластиковая шайба.
Принцип работы:
- В период эксплуатации системы вентиль плотно закручен, отверстие закрыто герметичным конусом.
- Чтобы выпустить пробку, откручивается винт на 2-3 оборота. Давление действует на газы, заставляя их выходить из отверстия, откуда воздух попадает в канал выпуска и наружу.
- Окончание процесса стравливания – выход струи теплоносителя без пузырей газов.
Вентиль механического типа устанавливается только на радиаторы. По способу откручивания ручной сбросник воздуха может быть с пластиковой/металлической рукояткой, шпицем под плоскую отвертку или оснащенный винтом с четырехгранным наконечником – для таких устройств нужен специальный ключ.
Принцип работы автоматических клапанов
Устанавливая данные приборы, хозяин может больше не принимать участия в регулировке системы. Автоматический клапан сброса воздуха из системы отопления – это латунный прибор поплавкового типа. Сам клапан встроен в крышку, с поплавком соединен пружинным рычагом, резьба на цилиндре может быть 1,5 или 0,375 дюймов. Если в системе отопления стоят радиаторы старого типа, то подойдет изделие на полтора дюйма.
Принцип работы автоматического воздухоотводчика в системе отопления такой:
- Как только магистраль запускается в эксплуатацию, внутренняя камера цилиндра наполняется водой. Жидкость поднимает поплавок, клапан поджимается пружиной и потому герметично закрыт.
- Образование воздушной пробки в верхнем отделе камеры приводит к понижению уровня наполнителя магистрали и пружина расслабляется.
- Ослабление пружинного механизма открывает клапан, газы выпускаются. Давление в системе поднимается, уровень воды увеличивается и за счет этого весь воздух из контура стравливается. В результате повышения уровня наполнителя пружина снова плотно прижимает клапан.
На заметку! Пока магистраль наполняется теплоносителем, поплавок лежит на дне камеры и воздух стравливается постоянно. Как только контуры заполнены, в камеру поступает вода, пружина поднимает клапан – стравливание содержимого прекращается. Воздух под крышкой не мешает работе системы.
Рекомендуем к прочтению:
Автоматические изделия могут быть прямого вида, сбрасывающие воздух в сторону, и углового типа со сбросом газов вертикально. Угловые приборы отличаются прочностью и надежностью, но хуже собирают мелкие пузыри воздуха.
Где ставить сбросной клапан?
Краны Маевского монтируются на все батареи, точка установки – верхнее отверстие разводки.
Автоматические сбросники нужно ставить вертикально в следующих зонах сети:
- группа безопасности у котла в магистралях герметичного типа;
- коллекторы с подогревом наполнителя;
- если самая высокая точка системы – трубопровод, а не радиатор, то спускной клапан врезается в эту зону;
- полотенцесушители;
- гидрострелки;
- распределительная гребенка разветвленных магистралей.
Также сбросники врезаются в контуры, выложенные петлями и повернутые вверх. Такие П-образные петли сооружаются при трудностях прокладки в горизонтальном прямом виде, например, для обхода дверного проема, лестницы. В таких участках инженерной сети газы скапливаются всегда, повышая риск завоздушивания схемы – в точки монтируются только автоматические устройства.
Совет! Кран Маевского нельзя врезать напрямую из-за циркуляции теплоносителя мимо вентиля. Установка прибора рекомендована в батареи или вертикальные выпуски сети.
Технология установки и настройки клапанов
На приборы отопления монтируют кран Маевского или угловые воздухоотводчики для систем отопления. Переходник нужен при разности сечений коллекторов и соединительного патрубка клапана. Комплект прибора может быть без отсечного клапана, в этом случае его придется докупить и поставить в радиатор до точки врезки сбросника. Техника монтажа подходит для центральных систем отопления, в которых батареи снимаются и промываются без сброса теплоносителя.
Совет! За чистотой воды в центральных системах следят не так строго, как в автономных магистралях, поэтому промывка подпирающего механизма и зольника должна быть регулярной.
Рекомендуется устанавливать клапана таким образом, чтобы колпачок был направлен вверх. Для работы потребуется гаечный ключ, стыковка спускового механизма монтажным шестигранником. Нельзя держать корпус при установке рычажным ключом, так нарушается целостность оболочки и придется покупать новый клапан для сброса воздуха.
dizain-vannoy.ru
Воздух в системе отопления: причины появления, клапаны
Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.
Чем грозит воздух в системе отопления
Содержание статьи
Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.
Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.
Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется
В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.
Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).
Причины появления
Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:
- Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
- Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
- Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).
Скапливаться воздух может в изгибах труб
- Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений.
- Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.
Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.
Устанавливаем клапана для сброса воздуха
Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.
Воздушный клапан Маевского
Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.
Ручной воздухоотводчик — кран Маевского
Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.
Устройство для отвода воздуха из радиаторов
Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.
При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.
Автоматический клапан сброса воздуха
Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.
Принцип работы автоматического спускника такой:
- В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
- При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
- Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.
Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха
- Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
- По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
- Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.
По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.
Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.
Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха
Чистка от солей
Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.
Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде
Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.
Как избавиться от воздушной пробки
К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.
Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.
Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик
Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.
Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.
stroychik.ru
Воздушный клапан для отопления — принцип работы и функции
Важнейшим элементом отопительной системы с жидкостным теплоносителем является воздухоотводчик или воздушный клапан.
Большую часть времени этот узел простаивает без дела, но стоит его демонтировать – и система очень быстро станет неработоспособной.
Как работает воздушный клапан для отопления, где он устанавливается и какую разновидность лучше использовать?
Выбираем правильное название: решение, которое оправдывает этот клапан
Для данного изделия в обиходе помимо «воздухоотводчика» и «воздушного клапана» применяется и такое название, как «автовоздушник».Но правильный вариант, раскрывающий назначение устройства, звучит так: клапан для выведения газов из систем водоснабжения и отопления в автоматическом режиме.
Далее рассмотрим основные функции и принцип работы данного прибора.
Время от времени в радиаторе отопления скапливается воздух, который не дает батареям прогреться. Чтобы стравить воздух, используется специальное устройство. Кран Маевского: принцип работы прибора, выбор и стоимость.
Устройство бойлера для нагрева воды и принцип работы рассмотрим тут.
Знаете ли вы, что на накопительном бойлере обязательно должен стоять предохранительный клапан? По этой ссылке https://microklimat.pro/otopitelnoe-oborudovanie/vodonagrevateli/predoxranitelnyj-klapan-dlya-bojlera.html вы узнаете, что это за прибор и какие функции он выполняет.
Основная задача
Главная задача клапана ясна из его полного названия: автоматический сброс воздуха и других газов из трубопроводов и сосудов, заполненных жидкой средой.
Как же эти самые газы туда попадают? Вот основные пути:
- Будучи растворенными в теплоносителе: это относится именно к воздуху. Обычная холодная вода содержит немалое количество этого газа в растворенном виде – примерно 30 г на 1 куб. м. Зачастую ее заливают в качестве теплоносителя без предварительной подготовки, вследствие чего весь растворенный воздух оказывается внутри системы. Известно, что с повышением нагрева растворимость газов в жидкостях снижается. В соответствии с этим законом воздух при нагреве воды начинает из нее выделяться.м Чтобы предотвратить подобное явление, воду перед заливкой нужно подвергнуть особой подготовительной процедуре – деаэрации. Она способствует значительному сокращению количества растворенного воздуха – до 1 г на 1 куб. м. Таким же образом нужно готовить воду, используемую для подпитки. Если же для этого применяется обычная водопроводная вода, что бывает довольно часто, в системе все равно понемногу будет накапливаться воздух.
- При быстром заполнении системы: опытные сантехники знают, что заполнять отопительный контур нужно постепенно, давая тем самым воздуху возможность выходить естественным образом. На заправку разветвленной системы в пределах одного этажа обычно уходит несколько часов, при этом заливать теплоноситель нужно снизу. Если же пренебречь этим правилом и залить теплоноситель быстрее положенного, изрядный объем воздуха останется внутри.
- Через стенки полимерных труб: некоторые марки полимерных труб, например, из сшитого полиэтилена, не имеют антидиффузионного покрытия. Вследствие этого их стенки пропускают воздух. Понятно, что он будет постепенно накапливаться, если такие трубы по ошибке применят в системе отопления.
- При выполнении ремонтных работ, особенно связанных с демонтажем оборудования.
- При разгерметизации системы.
- Вследствие коррозии.
В данном случае речь идет не о воздухе, а о водороде. Он освобождается из молекулы воды, когда имеющийся в ней кислород реагирует с железом (напомним, что коррозия представляет собой окисление железа и других металлов). Объемы выделения водорода весьма ощутимы: при ржавении 1 куб. см железа из воды образуется 1 л этого взрывоопасного газа.
Воздухоотводчик для системы отопления в разобранном виде
Особенно активно водород и кислород выделяются в алюминиевых радиаторах. Дело в том, что алюминий играет роль катализатора, способствующего разложению молекулы воды на газовые составляющие.
По этой причине возле воздухоотводчиков, установленных на таких приборах, запрещается курить и пользоваться открытым огнем. В биметаллических радиаторах это явление также наблюдается, хотя и в гораздо меньшей степени.
Почему нужно ставить автовоздушник?
Необходимость удаления воздуха и других газов из отопительной системы вызвана целым рядом причин:
- Газовая пробка может ослабить циркуляцию теплоносителя или даже полностью его блокировать. Понятно, что при таком положении дел батареи быстро остынут.
- Воздух – хороший теплоизолятор, и если он скапливается в верхней части радиатора, та постепенно становится холодной. При этом теплоотдача прибора, естественно, снижается, а вместе с ней и температура в отапливаемом помещении.
- В завоздушенной системе теплоноситель перемещается с громким журчанием и хлюпаньем.
- Увеличивается нагрузка на крыльчатку и подшипник насоса, вследствие чего те быстрее изнашиваются.
Основной причиной коррозии металлов является именно контакт с воздухом. Причем воздух, растворенный в воде, превосходит по коррозионной активности атмосферный, поскольку содержит на 10% – 12% больше кислорода.
Принцип действия
Автоматический воздушный клапан для системы отопления имеет корпус цилиндрической или конусообразной формы, внутрь которого помещен поплавок.
Корпус снабжен резьбой для присоединения к элементам системы. Он может быть изготовлен из латуни, чугуна или пластика. Поплавок изготавливают из пластика.
При помощи тяги он связан с игольчатым затвором, перекрывающем сбросное отверстие.
Как работает воздушный клапан отопления:
- Скапливающийся в верхней части корпуса воздух постепенно вытесняет воду. При этом поплавок опускается.
- Двигаясь вниз, поплавок увлекает за собой прикрепленную к нему тягу и иглу затворного механизма. При этом через открывшееся отверстие сбрасывается воздух, выдавливаемый теплоносителем.
- После удаления воздуха теплоноситель снова заставляет поплавок подняться и перекрыть сбросное отверстие. До следующего цикла прибор переходит в режим ожидания.
Кроме основной функции воздушный клапан может выполнять еще одну: он пропускает внутрь воздух при дренировании системы, обеспечивая более быстрый слив теплоносителя.
Чтобы сбросное отверстие можно было быстро перекрыть в случае поломки воздухоотводчика, на нем устанавливают заглушку в виде колпачка. На заводе этот колпачок полностью завинчивают, предотвращая таким образом попадание грязи внутрь. После установки изделия колпачок нужно приоткрыть, провернув его против часовой стрелки несколько раз. Если этого не сделать, воздушный клапан работать не будет.
Некоторые модели автовоздушников поставляются с переходником, имеющим внутри подпружиненный клапан. Он автоматически закрывается, как только воздушник будет демонтирован.
Воздухоотводчик на радиаторе
Автоматические воздухоотводчики выпускаются в 3-х исполнениях:
- Трубные прямые: накручиваются на вертикальную трубу, торец которой смотрит вверх. Корпус у такого автовоздушника имеет вид прямой цилиндрической или конусной гильзы. Этот вариант применяют чаще всего.
- Трубные угловые: вертикальная часть прибора идентична только что описанному варианту, но внизу она делает поворот под углом в 90 градусов. Такое исполнение позволяет устанавливать воздухоотводчик на горизонтальной трубе, в чем иногда бывает необходимость (например, из-за недостатка места не удается установить вертикальный отрезок трубы для подключения прямого воздухоотводчика).
- Радиаторные: предназначены для установки на батареях отопления, для чего имеют соответствующую резьбу. Как было отмечено ранее, в автоматических воздухоотводчиках нуждаются именно алюминиевые и биметаллические радиаторы. На чугунных можно устанавливать ручные воздушные клапаны – так называемые краны Маевского. Сброс воздуха из таких батарей приходится осуществлять лишь изредка, чаще всего – при запуске системы после летнего простоя.
Поскольку воздух и другие газы намного легче воды, архимедова сила заставляет их устремляться вверх. Поэтому и воздухоотводчики нужно устанавливать в самой верхней точке обслуживаемого контура.
В идеале воздухоотводчики должны стоять на каждом приборе, и на стальных радиаторах, в том числе. Также их в обязательном порядке ставят после котла, обычно в составе группы безопасности.В этом месте клапан нужен для сброса воздуха при заполнении теплообменника котла.
Кроме того, если правильно спроектировать обвязку котла, при помощи воздухоотводчика его можно будет опорожнить отдельно от всей системы (клапан впустит воздух), а после починки – снова заполнить теплоносителем.
Нужно учитывать, что клапаны автоматического типа требовательны к качеству теплоносителя. Если тот содержит большое количество загрязнений, сбросное отверстие быстро забивается и игольчатый клапан уже не может плотно перекрывать его. Устройство приходится разбирать и чистить.
Видео на тему
microklimat.pro