Жидкотопливные котлы – Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Содержание

Жидкотопливный котел для отопления частного дома

Отопительное оборудование на жидком топливе пользуется огромной популярностью на отечественном рынке, что объясняется автономной его работой и современной автоматизацией.

Единственным недостатком данных систем является высокая стоимость топлива и непосредственного монтажа оборудования. Его установка будет полностью оправдана в местности, где отсутствует подключение к газовой магистрали. Иногда, неплохой альтернативой жидкотопливным котлам является твердотопливной оборудование, но лишь при наличии источника энергии в непосредственной близости.

Ниже рассмотрим конструкцию и принцип действия котла на жидком топливе, а также его монтаж.

Жидкотопливный отопительный котел

Принцип действия жидкотопливной установки и ее конструкция

Принцип функционирования котла во многом напоминает работу газового напольного прибора. Главной отличительной чертой является различность их конструкций.

В самодельных изделиях на жидком топливе имеют вентиляторную горелку на отработке. Ее функция состоит в распылении топлива под высоким давлением и последующей его подаче в камеру сгорания. В процессе распыления участвует форсунка, которая распределяет топливо на капли небольшого размера. Само сырье трансформируется в туманообразный вид и перемешивается с воздушным потоком, нагнетаемым вентилятором.

Смесь воздуха и топлива, попадая в горелку, при водит к процессу воспламенения.

Совет: Устанавливая жидкотопливный котел, дополнительно следует монтировать и котловой регулятор. Он позволяет управлять множеством устройств, которые подсоединены к оборудованию. К примеру, горелкой, насосом и т.д.

Конструкция котла на жидком топливе

Основной характеристикой эффективной работы оборудования является его мощность. Для того чтобы понять, какой мощности вам нужен котел для создания комфортного микроклимата, следует провести ряд теплотехнических расчетов.

Факторы, которые учитываются при расчете мощности установки:

  • площадь отапливаемого помещения;
  • количество дверей и окон в комнате;
  • стены и их толщина;
  • толщина перекрытий;
  • наличие теплоизоляции.

Кроме того, количество проживающих людей, также имеет значение в подсчете необходимой мощности. Лучше доверить проведение подобных подсчетов профессионалам в той компании, где вы заказали оборудование.

В домашних условиях вы можете определить лишь приблизительное значение параметра. В среднем для дома, высота потолков которого не превышает 3 м, следует приобретать прибор в соответствии с 1 кВт мощности на каждые 10 м2 площади.

Совет: Если планируется проведение газовой магистрали в вашем регионе проживания, о выгодно отдать предпочтение моделям жидкотопливных котлов, которые работают на газовой горелке. Это позволит в будущем перестроить оборудование на газовое отопление.

Схема работы газовой горелки

Монтаж котла на жидком топливе

Установка данного оборудования требует, в соответствии с нормами и стандартами, наличия отдельного помещения. В этой комнате должна быть хорошо продуманна система вентиляции.

Также следует позаботиться о месте, где будет осуществляться хранение запасов топлива. В том случае, если сырье находится в пластиковой емкости, то для его хранения необходимо разместить топливо на поддон из металла. Таким образом, можно легко предотвратить его утечку, в случае повреждения емкости.

Средний расход топлива котлом во многом зависит от выбранной вами модели, но часто его рассчитывают в зависимости от мощности оборудования. Данный параметр следует разделить на

10. Если площадь дома не превышает 150 м2, то вам потребуется около 2000 л сырья. В его качестве чаще всего выступает солярка.

Совет: Дополнительного утепления требуют топливопроводы с целью предотвращения возрастания его вязкости. В противном случае, вам будет необходим насос с большей мощностью для его перекачки.

Не менее важной является сама установка топливопроводов, которая требует тщательной герметизации. В следствии это может повлиять на попадание воздуха и остановку оборудования.

Технический осмотр котла на жидком топливе

Для предотвращения загрязнения форсунок, нужно установить специальный фильтр, который позволит тонко очистить солярку. Ведь загрязнение форсунок приведет к снижению производительности котла.

Котлы на жидком топливе часто нуждаются в техническом обслуживании и периодических осмотрах. Оборудование очень часто засоряется пылью и сажей, особенно это касается камеры сгорания, дымовых каналов и горелки. Что же касается трубопроводов, то они подвержены образованию накипи и развитию коррозийных процессов. Все это непосредственно влияет на эффективность работы устройства и может стать причиной выведения его из строя или же привести к увеличению расхода топлива.

Совет: Особое внимание следует уделять качеству используемого сырья, в котором не должно быть много примесей.

При смене типа дизельного сырья, нужно дополнительно перенастроить горелку посредством специального газоанализатора. Оборудование не требует наличия специальных разрешений на установку, что делает его монтаж доступным для каждого.

Подробнее о жидкотопливных котлах смотрите в видео:


 

Вам также будет интересно:

otoplenie-domika.ru

Котлы отопления на жидком топливе: объективно о расходе топлива

Содержание статьи:

Современные котлы отопления на жидком топливе, несмотря на техническое совершенство и способность эффективно отапливать здания в отсутствие подключения к магистрали централизованного снабжения природным газом, редко встречаются в наших домах. При этом в странах Западной Европы, обладающих более развитой инфраструктурой и трепетно относящихся к проблемам экономии, процент подобного оборудования в общей массе теплогенераторов выше. Предлагаем разобраться вместе, чем хорош и чем плох жидкотопливный котел отопления (ЖТКО) и в каком случае его установка в отечественных условиях себя оправдывает.

На каких видах жидкого топлива работают жидкотопливные теплогенераторы

Бытовые (промышленных это не касается) ЖТКО способны работать на следующих видах топлива:

  • Дизельное топливо — наиболее качественный, но и дорогой вид жидкого топлива. Эксплуатационные затраты при его использовании сравнимы, а при некоторых условиях и выше, чем при отоплении электроэнергией и сжиженным газом.
  • Топливное масло или нефтяное печное топливо — продукт перегонки нефти, схожий с дизтопливом, но получаемый из более тяжёлых фракций. Его теплотворная способность на 15-20% ниже, зато цена почти в два раза меньше. Топливное масло нуждается в более тщательной фильтрации, чем «солярка».
  • Биотопливо — растительные горючие масла, как правило, используются в смеси с дизтопливом или нефтяным маслом. Характеристики растительных масел схожи с нефтяными, стоимость несущественно ниже.
  • «Отработка» — отслужившее техническое смазочное масло, слитое из механизмов. Для автопредприятия, СТО, базы сельхозтехники это находка, ведь топливо ничего не стоит. Частникам редко удаётся найти дешёвый и постоянный источник отработанного масла.

Теплообменники жидкотопливных котлов

Теплообменник — устройство, в котором происходит сгорание топлива и нагрев теплоносителя. В современных котлах он имеет развитое оребрение, позволяющее отбирать максимальное количество тепла в процессе горения. Появились и конденсационные ЖТКО с дополнительной секцией теплообменника, позволяющей утилизировать вторичное тепло отходящих газов. Циркуляция теплоносителя организована по принципу «водяной рубашки».

Теплообменники могут быть изготовлены из чугуна либо стали. Чугунные дороги, тяжелы, боятся термических и механических ударов, зато при аккуратном обращении очень долговечны, служат не менее полувека.

Даже стальные теплообменники жидкотопливных котлов весьма тяжелы, не говоря уж о чугунных, поэтому ЖТКО выпускаются только в напольном исполнении.

Существуют и комбинированные теплообменники из чугуна и стали

Вентиляторные горелки и управление ими

  • Горелка для жидкого топлива имеет встроенные насос и вентилятор. Первый всасывает из бака топливо, впрыскивает под давлением и распыляет его в теплообменнике, второй принудительно подаёт воздух в дозированном количестве, необходимом для горения. Наличие вентилятора заодно повышает эффективность дымоудаления. Жидкотопливная горелка — сложное и недешёвое устройство, чувствительное к качеству топлива. Установка предварительных фильтров и их своевременная замена для его очистки обязательна. Простые и дешёвые горелки могут работать только на максимальном режиме, более совершенные имеют 2-3 ступени мощности. Это способствует снижению потребления топлива и увеличению срока службы оборудования.

Большинство горелок работает на относительно лёгких видах топлива: дизельном, нефтяном масле, биотопливе. Но существуют и горелки с предварительным подогревом топлива для более густого и менее горючего отработанного технического масла, а также универсальные, способные эффективно сжигать все виды. Горелки для «отработки» и универсальные стоят ощутимо дороже обычных.

Универсальная горелка, способная работать на отработанном масле.

  • Автоматика управления современных ЖТКО согласовывает работу горелки с системой отопления в целом, позволяет добиваться экономного расхода топлива и оптимального теплового режима, ничем не уступающего по комфортности газовому и электрическому отоплению. При наличии качественного топлива оборудование работает полностью автономно, многие теплогенераторы могут быть встроены в систему «умный дом», управляться дистанционно.

Вентиляторная горелка распыляет топливо в камере сгорания теплообменника под давлением, воздух также нагнетается

Типы жидкотопливных котлов

О различии горелок по типу топлива мы уже упомянули, о наличии разных ступеней мощности тоже. Пару слов о форм-факторе котлов: горелка может располагаться внутри корпуса теплогенератора либо снаружи. Во втором варианте она является легкосъёмной и может быть за пару часов заменена на газовую. Ещё пару десятков лет назад универсальные теплогенераторы газ/жидкое топливо считались рациональным выбором. Но сегодня, когда появилось конденсационное газовое оборудование с модулируемыми горелками, а универсальные котлы из-за невозможности изменения конструкции теплообменника существенно уступают им по КПД, двухтопливное решение уже нельзя назвать актуальным.

По возможности нагрева воды для горячего водоснабжения ЖТКО делятся на:

  • Одноконтурные, имеют только контур для нагрева теплоносителя.
  • Двухконтурные с проточным нагревателем, горячая вода проходит непосредственно через выделенную секцию водяной рубашки.
  • Двухконтурные со встроенным бойлером.

На заметку: дороже обойдётся, но даст наиболее комфортное горячее водоснабжение установка пары одноконтурный котёл + накопительный водонагреватель косвенного нагрева (бойлер) литров на 100-150.

Сколько топлива потребляет ЖТКО и насколько это дорого

Производители зачастую «стесняются» указывать «аппетиты» своих теплогенераторов. Но мы сможем прикинуть приблизительный расход топлива для жидкотопливного котла отопления самостоятельно. На максимальном режиме горелка потребляет количество дизтоплива, примерно равное её мощности, делённой на 10. То есть, котёл (горелка, если точнее) 20 кВт «скушает» 2 литра «солярки» за час непрерывной работы или 48 в сутки. 20 кВт — этого вполне достаточно для дома площадью 200 м2 в климатических условиях Центральной России. Итак, примем, что 3 месяца в году котёл работает с нагрузкой 75% от максимальной, 3 месяца — 50% и ещё 3 — 25%. Итого получаем 6480 литров за отопительный сезон. Добавим 10% на горячее водоснабжение, получим 7 128 литров или 7,1 м3. Топливного масла потребуется больше, 8,550 литров или 8,5 м3. Нужно понимать, что это очень усреднённые данные, они не учитывают ни уровень исполнения самого котла, ни степень утепления дома. Эффективно теплоизолировав здание снаружи, расход топлива можно уменьшить раза в два, а перейдя на низкотемпературный режим — ещё на четверть.

Про цену топлива говорить не будем, она постоянно меняется и зависит от региона. Чтобы точно просчитать эксплуатационные расходы, нужно найти местных оптовых поставщиков и узнать, в какую сумму обойдётся загрузка того или иного вида топлива в хранилище с учётом транспортных расходов. К слову, в отличие от «солярки», топливное масло не везде и не всегда можно приобрести.

На заметку: в эксплуатационные расходы также следует включить цену замены фильтров, хотя это и несопоставимо меньше самого топлива.

Где и как хранить топливо

Не всегда потребители учитывают необходимость строительства топливохранилища при выборе теплогенератора, а продавцы оборудования им об этом тактично не напоминают. «Солярку» в канистрах не навозишься, к тому же покупать оптом значительно дешевле. Оптом — это значит бензовозом. Самый маленький — на шасси «Газели», вместимость его цистерны — 1,3 м3. Следующий — шасси ГАЗ 3309, он привезёт 4,9 м3. Далее имеются 6,2, 6,5, 6,8 м3 и так далее, максимум 15,8 м3. В стоимости топлива немалую долю «тянут» транспортные расходы, поэтому возить по полцистерны невыгодно. Исходя из этого и сезонной доступности проезда тяжёлого автотранспорта вместимость топливохранилища рекомендуется принимать в пределах 0,25-1 годовой потребности и не меньше доступной в регионе автоцистерны.

Строительные и противопожарные нормы разрешают хранить в котельной запас топлива всего лишь в 50 л, поэтому вместительное топливохранилище должно быть устроено за пределами дома либо в изолированной от здания противопожарной стеной пристройке с отдельным входом. Закапывать, как часто делали раньше, металлический резервуар (к примеру, списанную цистерну) в землю, не рекомендуем. Грунт промерзает, ёмкость и трубопроводы нужно теплоизолировать, сталь со временем корродирует, осуществлять контроль за герметичностью ёмкости невозможно. А новый, долговечный металлический резервуар весьма дорог.

Существуют полимерные топливные резервуары для размещения в грунте, они не подвержены коррозии, но не столь прочны, как стальные

Для небольшого объекта, каковым является частный жилой дом, рациональнее соорудить отдельное хозяйственное строение или пристройку к дому, где можно будет поддерживать положительную температуру. Ёмкости — стандартные полимерные баки, чаще используют на 1000 л. Они компактны, занимают немного места, имеют все необходимые технологические отверстия для объединения в систему, относительно несложно загружаются и очищаются.

Топливохранилище частного дома на 3 м3 в отапливаемом помещении — удобно и безопасно.

На заметку: следует учитывать, что топливохранилище должно иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта.

Плюсы и минусы ЖТКО

Собственно, мы уже упомянули все достоинства и недостатки жидкотопливных котлов, но на всякий случай повторим их:

Плюсы:

  • Высокая степень автоматизации, возможность создавать максимальный тепловой комфорт.
  • Полная автономность от других источников энергии (помимо электроэнергии, но потребности в ней невелики, можно обойтись генератором)

Минусы:

  • Высокие эксплуатационные расходы.
  • Необходимость иметь вместительное топливохранилище, не допускать замерзания его и трубопроводов.
  • Вентиляторные горелки довольно сильно шумят, через стенку хорошо слышна их работа.
  • ЖТКО следует располагать в отдельном помещении с хорошей вентиляцией, желательно никак не связанным с жилыми помещениями — «аромат» дизтоплива неистребим.

Современная котельная на жидком топливе — чистое помещение, вы не увидите в нём луж «соляры» на полу. Но специфический запах топлива всё равно просачивается

Итак, кто же установит в своём доме ЖТКО? Во-первых, тот, у кого нет и в ближайшей перспективе не предвидится прокладка газопровода. Во-вторых, человек не бедный, предпочитающий заплатить больше денег, но получить комфортные условия проживания. В-третьих, тот, в чьём доме отсутствуют достаточные для организации альтернативного отопления электрические мощности, а топить дровишками его не устраивает.

В заключение скажем, что жидкотопливные котлы — довольно сложная техника, требующая профессионального обслуживания. Поэтому установку, подключение и сервисные работы должны проводить специалисты, обладающие соответствующей квалификацией.

Видео: подземный дизельный котел

http://www.youtube.com/watch?v=OKhH7-jfncw

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

teploguru.ru

Котлы на жидком топливе – принципы работы и расчет расходов топлива

Качественное отопление собственного дома – один из самых важных вопросов, стоящих перед его хозяином. И при его разрешении очень часто возникает дилемма, какой же отопительный агрегат станет оптимальным в складывающихся условиях. Безусловно, если к дому подведена газовая магистраль, то предпочтение отдаётся котлам, работающим на природном газе – по стоимости эксплуатации такое оборудование равных себе не имеет. Но в том случае, когда подобная возможность отсутствует (газификация населенного пункта в ближайшее время не предполагается) или для ее реализации требуются совершенно «космические» траты (а так нередко случается, когда необходимо выполнить подводку от магистрали к конкретному зданию), приходится невольно искать иные решения.

Котлы на жидком топливе – принципы работы и расчет расходов топливаКотлы на жидком топливе – принципы работы и расчет расходов топлива

Одним из решений может стать использование жидкого топлива – чаще всего в этом качестве используется солярка, но возможны варианты с отработанным машинным маслом или мазутом. Такой вариант, безусловно, требует специализированного оборудования, которое необходимо уметь выбрать, и при этом – еще и правильно спрогнозировать эксплуатационные расходы. Поэтому тема сегодняшней публикации: котлы на жидком топливе – принципы работы и расчет расходов топлива.

Кратко – о достоинствах и недостатках жидкотопливного отопительного оборудования

Итак, если отопление требуется «здесь и сейчас», а никакой возможности получить доступ к сетевому газу или организовать постоянный подвоз сжиженного газа не имеется, то рассматривают варианты котлов на дровах или иных типах твердого топлива, электрический обогрев или использование оборудование, работающего на жидких углеводородах. Чем же последнее выделяются в лучшую сторону?

К преимуществам можно отнести следующее:

  • Установка котла на жидком топливе не требует весьма длительных и «нудных» согласительных процедур со сбором документов, составлением и утверждением по инстанциям проекта. В этом можно считать его отличительное достоинство от газового оборудования – хозяева проводят установку «на свой страх и риск». Правда, меры пожарной безопасности здесь еще и похлеще, так что могут быть трения если не с газовиками, так с пожарной инспекцией.
  • Преимущество над твердотопливными котлами – это простота точных регулировок и отсутствие необходимости частого вмешательства в работу котельной. Нет нужды проводить регулярные загрузки дров или угля, без которых не обходятся даже котлы длительного горения.
  • По сравнению с электрическими котлами жидкотопливные менее зависимы от «капризов» электросетей. Большинство из них все равно нельзя назвать энергонезависимыми – в схеме присутствуют вентиляторы для нагнетания воздуха, насосы для обеспечения подачи топлива и, часто, электронные блоки управления. Однако эта проблема, при возможных временных перебоях, может решаться установкой блока бесперебойного питания или резервного генератора, года в таких же условиях электрические котлы или иные электронагреватели становятся полностью неработоспособными.

Кроме того, для работы полностью электрического отопления зачастую приходится наращивать мощность на входе в дом, то есть протягивать новые или дополнительные линии, что может стать весьма затратным. Котлы на жидком топливе таких мероприятий не потребуют, но у них есть свои «фишки».

  • Оборудование на жидком топливе в основном отличается весьма приличным коэффициентом полезного действия, сравнимым с аналогичным показателем газовых агрегатов и даже электрических установок или приборов. В особенности это касается современных моделей, в которых организован дополнительный отбор тепла, выделяемого за счет конденсации водяных паров, всегда в немалом количестве образующихся при сгорании любых углеводородов, как газообразных, так и жидких.
  • Большинство котлов, работающих на жидком топливе, отличаются высокой степенью универсальности. По сути, их камера сгорания многофункциональная, и позволяет менять горелки в зависимости от типа применяемого топлива – будь то керосин, солярка, отработка, биотопливо и т.п. Мало того, практически безо всяких серьезных переделок котел со временем может стать и газовым – опять же, только за счет смены горелки. Таким образом, если в просматриваемой перспективе все же намечается прокладка к дому газовой магистрали, то есть необходимо потерпеть пару-тройку лет, то котел подобного типа становится просто «палочкой выручалочкой». Не придётся приобретать и переустанавливать новый агрегат, менять его обвязку «по воде» — достаточно выбрать и установить газовую горелку с унифицированным крепежным фланцевым узлом. Кстати, существуют и многотопливные горелки, например: газ и легкие типы жидкого топлива (солярка).
Особое преимущество котлов подобного исполнения:они легко переводятся на иной тип топлива сменой горелки либо использованием горелки универсального (мультитопливного) классаОсобое преимущество котлов подобного исполнения:они легко переводятся на иной тип топлива сменой горелки либо использованием горелки универсального (мультитопливного) класса

В развитие темы можно добавить, что подобные унифицированные по креплению горелки для газообразного или жидкого топлива нередко подходят и к определённым линейкам дровяных котлов.

Цены на котлы

котёл на жидком топливе

Котел один и тот же, твёрдотопливный «Wirbel Eko-СК», но установкой соответствующей горелки и необходимой автоматики превращается в газовый, дизельный или пеллетныйКотел один и тот же, твёрдотопливный «Wirbel Eko-СК», но установкой соответствующей горелки и необходимой автоматики превращается в газовый, дизельный или пеллетный

Однако, не все с жидкотопливными котлами столь «радужно». Недостатки у них тоже серьезные, и их необходимо знать:

  • В первую очередь, стоимость качественного дизельного топлива никак нельзя назвать низкой. А расход при отоплении дома большой пощади, да с учетом длительности отопительного сезона в наших краях, получается немалым. То есть годовые затраты на отопление будут далеко не всем по карману.
  • Необходимо создать условия для хранения большого объема топлива. Если присовокупить сюда его пожароопасность, то задача выглядит тем более сложной. Кроме того, при низких температурах солярка в трубопроводах, да и в самой емкости, может начать густеть, «прихватываться» морозом, а это означает необходимость термоизоляции хранилища и магистрали от него к котлу. Поэтому баки под топливо очень часто стараются расположить непосредственно в котельной, что потребует помещения немалой площади (учитывая и вполне «впечатляющие» размеры и самого котла).
В наше время проблем с приобретением вместительных и довольно компактных ёмкостей для дизельного топлива нет, но все равно эту «махину» нужно куда-то пристроить, да и стоит она – недешево.В наше время проблем с приобретением вместительных и довольно компактных ёмкостей для дизельного топлива нет, но все равно эту «махину» нужно куда-то пристроить, да и стоит она – недешево.
  • Нефтепродукты всегда имеют специфический запах, и отравлять им атмосферу в комнатах никто не захочет. Стало быть, и речи идти не может о размещении оборудования в жилой зоне или в соседствующих помещениях, не имеющих герметичных перегородок или дверей. Получается, что оптимальным решением будет строительство выделенной котельной.
  • К аналогичному выводу подводит и другое обстоятельство – работа жидкотопливного отопительного оборудования обычно весьма шумная.
  • В отличие от газа, нефтепродукты при сгорании выделяют немалое количество копоти и мелкой сажи, которая довольно быстро начинает забивать теплообменники котла и дымоходную систему. Стало быть, профилактические работы по чистке котла придётся проводить значительно чаще.
  • Жидкое топливо чаще всего требует предварительной очистки (фильтрации) и подогрева. Это усложняет устройство котла, нередко требует дополнительных расходов на сменные фильтрующие элементы.
  • Считается, что не имеет никакого смысла приобретать котел, работающий на жидком топливе, для отопления небольшого (скажем, до 100 м²) дома. Разумнее будет поискать другое приемлемое решение.
  • Стоимость котлов подобного типа или сменных горелок к ним – весьма высока.

Принцип устройства и действия котлов на жидком топливе

Если говорить о конструкции самого котла, как водонагревателя, выведя «за скобки» аппаратуру сжигания топлива, то его конструкция ничем особым, как правило, и не отличается.

Несмотря на весьма значимые различия в компоновке котлов, принцип их устройства общий, и весьма схож с агрегатами, работающими на природном газе.Несмотря на весьма значимые различия в компоновке котлов, принцип их устройства общий, и весьма схож с агрегатами, работающими на природном газе.

Агрегат обычно заключается в металлический корпус (поз. 1), под которым скрыт слой надежной термоизоляции (поз. 2) (как правило, это базальтовая вата), полностью покрывающий всю «начинку». Благодаря этому, выработанное тепло расходуется наиболее рационально, не тратится на ненужный нагрев окружающего воздуха, а поверхность котла не будет накаляться до опасных температур.

Внутренняя компоновка может сильно отличаться в различных моделях, тем более – у разных производителей, но принцип от этого не меняется.

Процесс сжигания топлива (неважно, какого) в таких агрегатах проходит в специальной камере сгорания (поз. 3). Она заключена в теплообменную «водяную рубашку» (поз. 4), по которой циркулирует теплоноситель.

Кстати, активный теплообмен происходит не только в этой камере. Раскалённые продукты сгорания топлива проходят через трубчатый или пластинчатый теплообменник, расположенный выше (поз. 6), где на пути к дымоходу (поз. 7) также отдают нагрев теплоносителю.

Теплообменники в котлах, работающих на жидком топливе, могут быть чугунными (из обычного или пластичного чугуна) или стальными.

Котлы могут оснащаться чугунными или стальными теплообменниками. У каждого из них есть свои достоинства и недостаткиКотлы могут оснащаться чугунными или стальными теплообменниками. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки

Чугунные значительно массивнее, инертнее при разогреве и при отдаче тепла, не боятся коррозии. Но уязвимым местом этого металла является хрупкость, причем как механическая, так и термическая. Поэтому котлы с чугунными теплообменниками необходимо правильно обвязывать (с созданием малого контура) и эксплуатировать, особенно в период пуска первичного разогрева. При соблюдении правил эксплуатации чугунный теплообменник может прослужить 50 и более лет.

Сталь резких перепадов температур не боится, но прогорает значительно быстрее, и, как ни крути, подвержена коррозии. Срок службы стальных теплообменников – не столь значителен, как чугунных, и ограничивается обычно 15÷20 годами.

В некоторых моделях предусмотрена еще и конденсационная ступень теплообмена, где энергетический потенциал дополнительно отбирается за счет конденсации водяных паров, являющихся обязательной составляющей продуктов сгорания любого органического топлива.

Теплообменники конденсационного типа, устанавливаемые во многих современных котлах, дают вполне весомый прирост коэффициента полезного действия оборудованияТеплообменники конденсационного типа, устанавливаемые во многих современных котлах, дают вполне весомый прирост коэффициента полезного действия оборудования

Разогретый в котле теплоноситель уходит через патрубок (поз. 8) в основной контур системы отопления дома. Возврат осуществляется по трубе «обратки», патрубка которой на данной схеме не видно (он расположен внизу сзади).

Всеми  перечисленными выше элементами котел практически не отличается от своих «собратьев», работающих на газе или твердом топливе. Мало того, как уже говорилось, помимо агрегатов, рассчитанных именно на солярку или иное жидкое топливо, получили широкое распространение универсальные котлы, в которых камера сгорания имеет горловину с системой креплений, куда может устанавливаться нужная горелка – газовая, пеллетная или жидкотопливная.

Яркий пример универсального котла – «De Dietrich GT 227» может работать с целой линейкой горелок, рассчитанных на различные типы топливаЯркий пример универсального котла – «De Dietrich GT 227» может работать с целой линейкой горелок, рассчитанных на различные типы топлива

Таким образом, основным узлом, отличающим котел, работающий на жидком топливе, ото всех остальных, является его «сердце», то есть специальная горелка (поз. 5), обеспечивающая смешивание горючего с воздухом, дозировку смеси при подаче на форсунки, воспламенение, управление пламенем, необходимые регулировки и другие функции.

Цены на твердотопливные котлы

твердотопливные котлы

Особенностью котлов такого типа всегда является их главный узел – специальная горелка, работающая на одном или на нескольких видах жидкого топлива: солярке, отработанном масле, мазуте, биотопливеОсобенностью котлов такого типа всегда является их главный узел – специальная горелка, работающая на одном или на нескольких видах жидкого топлива: солярке, отработанном масле, мазуте, биотопливе

Дизельная (или иная жидкотопливная) горелка – это весьма сложный прибор, разобраться в устройстве которого неспециалисту – весьма затруднительно. По большому счету, в этом и нет особой нужды, тем более что горелки разных производителей могут серьезно отличаться своими технологическими особенностями. Но базовую структуру этого самого главного элемента жидкотопливного котла знать все же необходимо.

На иллюстрации представлены одна из горелок в разрезе, с указанием ее деталей и узлов. А ниже будут вкратце рассмотрены ее основные элементы.

Схема, демонстрирующая устройство одной из моделей горелок, работающих на дизельном топливеСхема, демонстрирующая устройство одной из моделей горелок, работающих на дизельном топливе

Итак, основными конструктивными элементами жидкотопливных горелок можно считать:

  • Вентилятор, обеспечивающий нагнетание воздуха, необходимого для формирования факела горючей смеси и для полного сгорания жидкого топлива. Вентилятор оснащен собственным электроприводом.
  • Топливный насос, который должен обеспечить подачу солярки из бака к горелке по магистрали, создавая при этом требуемое давление.
  • Блок подготовки топлива, который обычно включает фильтр для очистки от примесей взвесей, и узел подогрева, что особенно важно в период сильных холодов. Солярка (или иное топливо) должны подаваться на смешение с воздухом при определенной температуре – так обеспечивается полноценное сгорание смеси. Нагрев может осуществляться ТЭНом, имеющим собственную систему регулировки. Практикуется и косвенный нагрев, когда топливопроводная труба получает нагрев от работающего котла за счет продуманной конфигурации ее расположения.
  • Форсунка с соплами, которая обеспечивает смешивание и распыление смеси топлива и воздуха, по сути, формирует факел, обеспечивает его воспламенение и поддержание стабильного горения в ходе работы котла. Около форсунки в обязательно порядке находится запальное устройство, автоматически срабатывающее при пуске котла.
  • Дозирование подачи воздуха и солярки  на форсунки производится за счет воздушной заслонки и топливного регулятора, которые управляются сервоприводами, связанными с блоком управления горелки. Стабильность процесса горения факела обеспечивается и регулятором вторичного воздуха, подаваемого в камеру сгорания.
Дизельные горелки оснащаются собственными электронными или электромеханическими органами контроля и управленияДизельные горелки оснащаются собственными электронными или электромеханическими органами контроля и управления
  • Безусловно, любая современная горелка оснащена электронным блоком контроля и управления. Имеется термостатический регулятор, которым задаётся необходимый температурный режим работы. За наличием пламени в камере следит специальный фотодатчик. Особые приборы постоянно контролируют степень дожига топлива и содержание сажи и вредных соединений в продуктах сгорания. Предусмотрено несколько степеней защиты от нештатной работы оборудования. Система управления горелки обычно связывается с блоком управления самого котла – предусмотрены специальные разъемы для сигнального кабеля.
  • Горелка в обязательном порядке имеет фланец, посредством которого закрепляется в горловине камеры сгорания котла.
Фланец горелки с жаропрочной прокладкой позволяет надежно и герметично закрепить ее на корпусе котла после установки в камеру сгоранияФланец горелки с жаропрочной прокладкой позволяет надежно и герметично закрепить ее на корпусе котла после установки в камеру сгорания

Итак, горелка – это довольно сложный «организм», поэтому была рассмотрена лишь поверхностно. Лезть самостоятельно в нее, выходя за установленные производителем рамки возможного вмешательства (регулировки, очистки, профилактики, оговоренной в паспорте изделия) – не рекомендуется, так как неосторожными действиями вполне можно вывести сложную механику и электронику из строя и привести в негодность всю горелку в целом.

Ознакомьтесь с изготовлением и монтажем своими руками котла длительного горения, из нашей новой статьи на нашем портале.

Что необходимо оценивать при выборе котла, работающего на жидком топливе

Если обстоятельства складываются так, что дизельный котел становится единственной разумной альтернативой, то необходимо суметь правильно подобрать оптимальную модель.

  • Котлы различаются по типу исполнения. Большинство из них предназначены для стационарной установки на полу. Однако, можно встретить и компактные импортные модели настенного исполнения. То есть при выборе необходимо руководствовать имеющимися возможностями размещения прибора – где и какое ему может быть выделено место.

Впрочем, навесные жидкотопливные котлы встречаются нечасто, особой популярностью не пользуются, и в основном все останавливают свой выбор на напольных моделях. А раз так, то важным моментом являются и габариты котла, и его масса – для некоторых моделей придется, возможно, укреплять поверхность пола перед установкой, расширять дверной проем для заноса оборудования в котельную.

  • Тепловая мощность котла должна удовлетворять нуждам создаваемой системы отопления. Этот параметр, кстати, очень тесно связанный и с расходом жидкого топлива, мы рассмотрим чуть ниже и подробнее.
  • Неважно, встроенная или съемная используется горелка, следует обратить внимание на количество режимов ее работы (по мощности). Так, они бывают одноступенчатыми, двухступенчатыми, трехступенчатыми и даже работающими по принципу модуляции пламени в зависимости от изменения окружающих условий. Чем больше ступеней, тем точнее можно отрегулировать работу котла, тем меньше станет циклов запуска и остановки, тем ниже расход топлива. Правда, пропорционально количеству ступеней растет и стоимость оборудования.
Трехступенчатая дизельная горелка модели «Uret U12VTTU»Трехступенчатая дизельная горелка модели «Uret U12VTTU»
  • Безусловно, при приобретении котла или горелки требуется заранее знать, какой же тип жидкого топлива будет использоваться. Подавляющее большинство потребителей отдаёт предпочтение солярке – значит, именно дизельное топливо должно быть указано в паспорте изделия.

Горелки на отработанном масле бывают рентабельны на автопредприятиях, где этого «добра» бывает в избытке и практически бесплатно. Мазут также не пользуется спросом у частников, несмотря на не столь высокую, как у солярки, цену. За биотопливом, надо полагать, большое будущее, но пока еще оно в наших краях воспринимается на уровне «экзотики».

Что такое биотопливо и как его получают самостоятельно?

Многие технические сельскохозяйственные культуры, отходы пищевого производства и деревообработки содержат масла и другие органические соединения, которые после соответствующей обработки можно превратить во вполне полноценное топливо, схожее с дизельным. В чем заключается процесс переработки, и можно ли получить биотопливо своими руками – читайте в специальной статье нашего портала.

Кстати, чем дешевле топливо, тем ниже его теплотворные способности, и тем выше стоимость горелки или котла, предназначенный для работы с его использованием.

И еще – существуют и такие горелки, которые могут работать с разными типами топлива. Универсальность – дело, конечно, хорошее, но вот только не особо хвалят такие приборы, в том числе за слишком завышенную цену, за низкую надёжность и явное снижение КПД. Так что делайте выбор сами…

  • Котел может быть одноконтурным, то есть работать только на подогрев теплоносителя для системы отопления, или двухконтурным, в котором имеется дополнительный теплообменник для горячего водоснабжения.

Надо сказать, что котлы на жидком топливе обычно отличаются немалой мощностью, и к ним лучше завязать бойлер косвенного нагрева – так работа оборудования будет более «плавной», без частых включений-выключений горелки. А потребность в горячей воде будет обеспечена в полной мере, так как ГВС будет организовано по аккумулирующему принципу: всегда необходимый запас – к услугам хозяев.

Никто не запрещает приобретать двухконтурный дизельный котел, но это лишние затраты и дополнительные «уязвимые места» в самом оборудовании, снижающие его долговечность.

Оптимальное сочетание – дизельный котел со сменной горелкой, то есть с возможностью перехода на иной тип топлива, и связанный с ним бойлер косвенного нагреваОптимальное сочетание – дизельный котел со сменной горелкой, то есть с возможностью перехода на иной тип топлива, и связанный с ним бойлер косвенного нагрева
  • Система обеспечения безопасности и управления котла (или дизельной горелки) – один из ключевых критериев выбора оборудования. Встроенные термостатические датчики позволяют задавать необходимый температурный режим системы отопления – по достижению требуемого порога котел будет переведен на минимальное потребление. В более современных моделях датчики реагируют не только на предустановленные параметры температуры теплоносителя — они оценивают изменение внешних условий, а автоматика вырабатывает наиболее рациональный режим работы котла.

Специальный электронный контроллер способен регулировать и другие параметры – приток воздуха и горючего для создания топливной смеси, требуемый уровень подогрева солярки, наличие пламени и стабильность факела и другие.

Важнейшей задачей автоматики является обеспечение безопасности эксплуатации оборудования. Так, блок управления должен реагировать на перегрев тех или иных узлов горелки, избыточность или недостаточность давления в трубопроводах питания, на отсутствие или недостаточность тяги, говорящей о необходимости чистки теплообменника и (или) дымоходных каналов, на самозатухание факела, являющееся признаком засорения форсунок, на отсутствие теплоносителя в водяном контуре. Многие современные модели оснащены, помимо этого, системой самодиагностики, и в случае появления каких-либо нарушений или сбоев, на дисплее прибора появляется соответствующая индикация.

Кстати, котлы, работающие на жидком топливе и имеющие современные модули управления, отлично вписываются в концепцию «умного дома», и ими можно управлять дистанционно по различным каналам связи, в том числе IP и JSM.

  • Раз встал вопрос о приобретении кола на жидком топливе, то сразу, вероятно, следует продумать и проблему складирования запасов этого самого топлива.

В настоящее время предлагается немало вариантов вместительных баков, выполненных из металла или прочного пластика, устойчивого к воздействию нефтепродуктов. Пластиковый вариант, наверное, сморится предпочтительнее.

Ассортимент таких емкостей – немал, и различаются они и по форме, и по объему. Безусловно, самым разумным решением станет приобретение бака, в который можно залить запас на весь отопительный сезон, но это – как у кого позволяет место и финансы. В принципе, в продаже есть далее совсем небольшие емкости, рассчитанные на суточное потребление, но вот только об удобстве такого подхода говорить уже не приходится.

На схеме нижа показан один из вариантов бака в стандартной комплектации:

Комплект бака для хранения дизельного топлива для нужд отопленияКомплект бака для хранения дизельного топлива для нужд отопления

1 – корпус из прочного пластика, изготавливаемый по бесшовной технологии ротформовки. Наличие ребер жесткости и особая конфигурация корпуса обеспечивают его прочность, устойчивость как к внешним воздействиям, так и к давлению жидкости изнутри.

– заливная горловина, герметично закручивающаяся после заполнения емкости.

– дренажный кран, позволяющий сливать оставшийся осадок после выработки всего запаса горючего перед очередной заправкой.

4 – необходимый комплект фитингов – для монтажа топливных магистралей и других узлов обвязки бака.

5 – датчик топлива, механический, поплавкового типа – дает информацию о наличии и количестве топлива в емкости.

6 – топливозаборник со шлангом (длина шланга обеспечивает забор топлива по всей высоте емкости). Всасывающий конец шланга оснащен поплавком, что позволяет всегда производить забот топлива с его поверхности, то есть в самом чистом виде.

– так называемый «дыхательный клапан», необходимый для сброса избыточных паров топлива в атмосферу. Обычно устанавливается в стволе вентиляционного канала, а с баком связан специальным дюймовым трубопроводом.

8 – набор труб (медных или полимерных) для организации системы подачи топлива от бака к горелке. В ряде случаев, когда этого требует конструкция котла или горелки, организуется и обратный поток. Невыработанное, излишнее горючее возвращается по нему в емкость.

9 – топливный фильтр. Устанавливается опционально, только в том случае, если фильтрация топлива не предусмотрена в конструкции самой горелки.

Установить такой бак по силам двум человекам – ничего сложного в его обвязке не видится. Срок службы такого полимерного хранилища оценивается в 50 лет.

А вот какой объем бака нужен? Как уже говорилось, целесообразнее всего запасаться на зиму сразу – это и дешевле выйдет, и исключаются вероятности неприятных моментов, когда горючее на исходе, а возможности его подвоза (по тем же погодным условиям) в данный момент нет. В крайнем случае можно создавать запасы с расчётом на один или пару месяцев автономной работы. А вот приобретать емкости с заправкой на неделю-другую – совершенно непрактично.

Вот о мощности котла и необходимых запасах топлива — как раз и поговорим в следующем разделе публикации.

Мощность котла и предполагаемый расход жидкого топлива

Эти две величины, безусловно, тесно взаимосвязаны – чем больше мощность отопительного оборудования, тем выше потребление топлива, вне зависимости от его вида. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Необходимая мощность котла для полноценного отопления дома

Начнем с необходимой мощности, которая полностью обеспечит потребности системы отопления.

Очень часто к подобным расчетам подходят следующим образом – принимают, что для отопления дома с высотой потолков в помещениях до 3 метров и с хорошей степенью термоизоляции строительных конструкций необходимо 100 Ватт тепловой энергии на каждый квадратный метр площади. Или, иначе говоря:

1 кВт → 10 м²

Очень удобно для расчетов. Так, сразу можно прикинуть, например, что для дома с общей площадью отапливаемых помещений, например,150 м², потребуется 15 кВт тепловой энергии. То есть приобретаемый котел по своим паспортным данным должен обеспечивать такую мощность, с небольшим эксплуатационным запасом.

Кстати, для котлов, работающих на жидком топливе, большой запас мощности закладывать не рекомендуется – это и лишние расходы, и неэффективная работа оборудования, ведущая к его быстрому износу. При выборе конкретной модели желательно ограничиваться запасом в 10, максимум 15%, если подобную возможность предоставляет ассортимент выставленных в продаже моделей. Получается, что для нашего примера будет достаточно котла, обеспечивающего тепловую мощность в 16,5 ÷ 17 кВт.

Однако, предложенный метод все же не отличается высокой точностью. Согласитесь, подходить с одними мерками к северным и южным регионам страны – довольно странно. Кроме того, в немалой степени потребность в тепле зависит и от особенностей самого дома.

Поэтому предлагаем читателю воспользоваться более точным алгоритмом расчета, который учитывает целый ряд критериев, зависящих как от места расположения здания, так и от его конструкции. Эта методика очень подробно изложена в одной из специальных статей портала.

Как точно определить необходимую мощность для системы отопления?

Не особо сложная, но довольно точная методика расчета с приложением онлайн-калькулятора показана в статье, посвященной расчету потребления газа на отопление. И хотя у нас тема статьи жидкое топливо, именно этот этап вычислений – полностью идентичный, независимо от типа котла или иного обогревателя. Пройдите по ссылке – и алгоритм расчёта откроется в новой вкладке браузера.

Итак, если вы воспользуетесь предложенным алгоритмом и проведете собственный расчет, то у вас получится определенное суммарное значение, показывающее, какое количество тепла требуется, чтобы поддерживать в доме комфортный микроклимат в самых неблагоприятных условиях, например, на пике зимних морозов.

Для чего это значение нам нужно?

  • Прежде всего, мы задавались целью определиться, какой мощности котел нас устроит. Как уже говорилось, оптимальным станет тот, у которого паспортная мощность выше расчетной на 10÷15 процентов.
  • Так как расчет велся по каждому помещению в отдельности, полученная информация наглядно покажет, какая схема расстановки радиаторов  (или иных приборов теплообмена) по комнатам станет оптимальной. Так что созданную табличку не надо торопиться выбрасывать.

Правильный подбор радиаторов по тепловой мощности – важная задача!

Каждый радиатор или конвектор обладает определённой мощностью тепловой отдачи при выбранном температурном режиме системы отопления. Стало быть, их выбор и расстановка по комнатам делятся не наугад, а также в соответствии с теплотехническими расчетами. Правильно определиться с мощностью или количеством секций радиатора отопления поможет специальный онлайн-калькулятор – к нему ведет рекомендуемая ссылка.

  • И, наконец, именно это значение (а не показатель паспортной мощности оборудования!) и станет отправной точкой для расчетов потребления жидкого топлива для нужд отопления.

Обратите внимание – полученное значение может достаточно серьезно отличаться от того, что было бы получено при использовании соотношения «100 ватт на квадратный метр». Причем, эта разница может быть как в одну, так и в другую сторону – очень многое зависит от климатических условий региона, особенностей самого здания и каждого помещения в нем.

Прогнозирование потребления жидкого топлива для отопления дома

Итак, нам стала известна величина суммарной тепловой мощности, которая необходима нашей системе отопления в самых неблагоприятных условиях. Исходя из нее можно просчитать, какое количество топлива потребуется для выработки такого количества тепла.

Есть стандартная формула, которая лежит в основе подобных расчетов:

W = V × H × η

В формуле буквенными символами обозначены следующие физические величины:

W – тепловая мощность, та самая, которая была получена на предыдущем этапе расчетов.

V – объем или весовой эквивалент топлива, необходимое для получения требуемого количество тепла.

Н – теплотворная способность выбранного вида топлива, то есть количество тепла, выделяемое при сжигании единицы массы или объема (в зависимости от выбранных исходных величин)

η – коэффициент полезного действия котла (КПД). Понятно, что часть выработанной энергии, хочешь не хочешь, но расходуется, так сказать, не по назначению – уходит на прогрев окружающего воздуха или просто буквально вылетает в трубу вместе с продуктами сгорания. Чем выше КПД, тем эффективнее оборудование, и тем рациональнее используется энергоноситель (топливо). Кстати, это еще один важный критерий выбора котла.

Так как нас в большей мере интересует именно расход топлива, формулу представим в несколько ином виде:

V = W / (H × η)

Что из этих величин нам известно?

  • Мощность мы уже рассчитали (опять же, не путайте ее с паспортной мощностью котла – это несколько разные показатели). Но следует сделать одно важное замечание. Как уже не раз говорилось, полученное значение показывает ту мощность, которая потребуется, так сказать, в самых экстремальных условиях – это хорошо видно из тех исходных данных, которые использовались при проведении расчета. На деле же в таком режиме система отопления будет функционировать весьма ограниченное время.

Если брать в масштабах отопительного периода, с учетом осеннего и весеннего «межсезонья», с учетом нормальных, не экстремально низких, зимних температур, памятуя еще о том, что нередко морозные дни чередуются с весьма продолжительными оттепелями, то получается, что рассчитанную мощность брать в «чистом виде» не имеет смысла. Хорошо отлаженная система отопления, оснащенная термостатическим регулированием общего контура, а нередко еще – и каждого радиатора в отдельности, «возьмет» столько тепла, сколько требуется. То есть котел «на полную» работать если и будет, то буквально считанные дни. Поэтому, как показывает практика, не станет большой ошибкой отталкиваться от примерно 60÷65 % потребной мощности.

  • Коэффициент полезного действия – указан в паспорте оборудования. Иногда в документации указывается два показателя – для низшей температуры сгорания (Hi) и для высшей, с учетом отбора тепла за счет конденсации пара (Hs). Для более достоверных расчетов, чтобы не наделять свое оборудование совсем уж «волшебными качествами», рекомендуется оперировать значением КПД для Hi.
  • Наконец, теплота сгорания топлива. Для разных типов жидкого топлива она своя. Обычно в справочниках фигурирует значение, выраженное в МДж/кг. Однако, удобнее будет все же пользоваться более привычными ваттами, так как именно в киловаттах указывается мощность отопительного оборудования. Перевести несложно: 1 мегаджоуль примерно равен 0,28 киловатт-часа.

Кроме того, так как хозяева обычно оценивают емкости необходимых баков, целесообразно будет перевести вес топлива в его объёмный эквивалент, зная средние значения плотности. Все это уже проделано – и необходимые данные размещены в таблице ниже.

Тип жидкого топливаТеплота сгорания топливаПлотность, кг/дм ³
МДж/кгкВт/кгкВт/литр (дм³)
дизельное топливо42.811.99.880.83
керосин43.512.19.680.8
мазут39.510.910.360.95
масляная отработка359.78.830.91
биотопливо (биодизель)37.510.49.570.92

Очень удобно складывается – сжигание одного литра солярки дает примерно 10 кВт тепловой энергии, что позволяет выполнить приблизительные прикидки даже просто в уме.

Тем не менее, чтобы провести вычисления более точно, с учетом всего того, что сказано выше при рассмотрении формулы, предлагаем воспользоваться расположенным ниже онлайн-калькулятором.

Цены на жидкотопливный котел DanVex

жидкотопливный котел DanVex

Калькулятор расчета прогнозируемого расхода жидкого топлива для отопления

Перейти к расчётам

Следует, наверное, напомнить, что это значение необходимо расценивать как наиболее вероятный прогноз. Реальные условия иногда преподносят сюрпризы, и итоговый показатели, особенно за отдельно взятый короткий период (например, день, неделю, месяц) могут отличаться от расчетных. Тем не менее, в масштабах отопительного сезона, скорее всего, погрешность будет невелика, и на полученное значение вполне можно ориентироваться при планировании приобретения емкости для хранения жидкого топлива и при составлении примерной сметы на отопительный сезон.

В завершение статьи – интересный видеосюжет о достоинствах жидкотопливного котла «DanVex B 30 1», способного работать на отработанном масле.

Видео: Котел «DanVex B 30 1» — солярка или отработанное масло

stroyday.ru

Жидкотопливные котлы отопления: устройство и расход топлива

Сейчас используются отопительные котлы, работающие на различных видах энергоносителей. Самые распространенные варианты — на газе, электричестве и всех видах твердого топлива. Если же по каким-либо причинам невозможно отапливать жилье перечисленными видами энергоносителей, остается один выход — приобретать и устанавливать отопительный жидкотопливный котел.

Отзывы владельцев домов говорят о том, что многие хотели бы поставить у себя подобное оборудование, учитывая, что современные модели привлекательны энергетической эффективностью и полной автоматизацией работы.

Однако не все могут обеспечить жидкотопливные котлы достаточным количеством дизельного энергоносителя по причине его дороговизны. Даже приблизительные расчеты показывают, что дизтопливо является самым дорогим видом источника тепла, несмотря на небольшой его расход в современных котлах. Давайте разберемся с устройством и принципом работы такого отопительного оборудования и проведем некоторые расчеты, чтобы определить, каким будет расход по солярке и финансам.

Разновидности жидкотопливного оборудования

Если брать во внимание основные параметры, то большого разнообразия среди агрегатов, использующих для работы жидкое топливо, мы не увидим. Классифицировать котлы отопления на жидком топливе можно разве что с точки зрения возможности использования некоторых разновидностей энергоносителей. Так есть агрегаты, которые работают на:

  • отработанных маслах.

Еще одним подвидом можно считать дизельный агрегат с предусмотренной производителями возможностью замены жидкотопливной горелки газовой. То есть, если в перспективе в населенном пункте, где находится дом, отапливаемый дизельным оборудованием, может появиться газопровод, есть смысл установки изделия со взаимозаменяемыми горелками. В том случае, когда подобных событий не предвидится, переплачивать за более дорогую универсализированную модель, смысла никакого нет.

Что касается биотоплива, то его безусловное преимущество, равно как и котлов, на нем работающих, заключается в экологической безопасности. При сжигании дизеля растительного происхождения количество вредных выбросов минимальна. На этом плюсы заканчиваются, и начинаются вопросы, первый из которых: где взять столько биотоплива, и во что это обойдется в плане финансов. Ответ, базирующийся на простых расчетах, обычно неутешительный.

Агрегаты, использующие отработку, чистотой выбросов не отличаются (скорее наоборот). Вопросы примерно те же: где взять достаточное для отопительного сезона количество отработанного масла (даже при минимальном расходе), и где его хранить. Ведь отработку на заправке не купишь, а по друзьям и знакомым много не соберешь. Даже если найдется место, где можно разжиться несколькими тоннами отработанного масла, его нужно как-то привезти и куда-то залить для хранения. Одним словом, сплошные проблемы.

Остается единственный приемлемый вариант — жидкотопливный котел, использующий солярку. Она дешевизной не отличается, но если другого выхода нет, придется покупать. Но дизтопливо хотя бы приобрести есть где в необходимом объеме, да еще и по оптовым ценам можно. С подвозом также проблем не возникнет.

Устройство котла, работающего на солярке

Современные дизельные агрегаты для отопления, особенно европейской сборки, отличаются привлекательным дизайном, высокой степенью автоматизации и хорошими показателями энергоэффективности. Устроены они примерно одинаково, с некоторыми конструктивными особенностями, привнесенными теми или иными производителями. В целом же дизельный водогрейный агрегат имеет такие основные составляющие его конструкции:

  • корпус цилиндрической формы со слоем теплоизоляции;
  • топливную аппаратуру, которая дозирует и распыляет дизтопливо;
  • камеру горения;
  • теплообменник особой конструкции с расположенными внутри дымогарными трубами;
  • блок автоматики.

Топливная аппаратура, которой оснащены жидкотопливные котлы, имеет сложное устройство. В ее задачу входит не только дозированная подача солярки, но и ее распыление на мельчайшие частицы. В таком мелкодисперсном состоянии дизтопливо при смешении в определенных пропорциях с нагнетаемым воздухом способно выделить при сгорании максимум тепловой энергии. Давление воздуха создается системой наддува, которая, наряду с автоматикой, работает от электричества. Это делает дизельные агрегаты энергозависимыми от электричества.

Продукты сгорания солярки не напрямую уходят в дымоход, а проделывают путь в дымогарных трубах, расположенных внутри теплообменника. Эти трубы делают несколько витков, прежде чем собраться в дымоходном отверстии. Такая конструкция позволяет продуктам горения максимально отдать тепло жидкости системы отопления.

Современные жидкотопливные котлы оснащены восокоточными системами терморегуляции, позволяющими поддерживать температуру жидкости в теплообменнике в узких пределах. Терморегуляция происходит путем автоматического включения/выключения форсунки, распыляющей дизтопливо в некоторых моделях. В других же котлах температура регулируется благодаря изменению тепловой мощности в конкретный момент времени, что достигается увеличением/уменьшением дозы поступающего дизтоплива.

 

Перечисленные особенности конструкции и функционирования и теплоизолированный корпус, обеспечивают современные дизельные агрегаты высокой энергетической эффективностью. КПД некоторых агрегатов достигает 95—97%. Во всяком случае, такие цифры декларируют производители. Конечно, следует делать поправку на качество солярки и состояние самого котла (срок эксплуатации, частота чисток и т. п.). Но в любом случае агрегаты на жидком топливе демонстрируют экономный расход солярки, о чем говорят и их владельцы в отзывах. Если бы не стоимость дизтоплива, такие приборы пользовались бы заслуженной популярностью.

Расчет эксплуатации жидкотопливного котла

Когда речь заходит о расчете деятельности отопительного оборудования, потребителей преимущественно интересуют два показателя:

  • расход энергоносителя для отопления определенного жилого помещения;
  • итоговая стоимость отопления жилья таким способом.

 

Считается, что при сжигании 1 л дизтоплива выделяется около 10 кВт тепловой энергии. То есть, если пренебречь слишком уж большой точностью расчетов, литра солярки должно хватить для того, чтобы поддерживать нормальную температуру в доме площадью около 100 м2. В сутки выйдет 24 л, в месяц — 720 л. Понятно, что это приблизительно, так как не учитывается климат в регионе, степень теплопроводности ограждающих поверхностей (потолка, стен, пола), площадь окон и множество других факторов. Но даже если снизить результаты расчетов на 30%, выходит около 500 литров. То есть на отопительный сезон для обогрева 100 м2 жилья понадобится приблизительно 3—4 тонны солярки.

Теперь, когда выяснили расход дизтоплива в течение отопительного сезона, сделаем примерный расчет этого мероприятия в плане финансов. Если взять средневзвешенную стоимость солярки в районе 0,5 у.е., в год на отопление придется потратить 1500—2000 у.е., что, несомненно, дороже, если сравнивать даже с электричеством.

Дороговизну отопления жилья дизельным топливом подтверждают и владельцы домов, пользующиеся дизельными водогрейными агрегатами в своих отзывах. Однако ничего не поделаешь. Если нет альтернативного энергоносителя, приходится нести расходы.

Как снизить расход дизтоплива в котлах

Подобный вопрос очень часто встречается в отзывах потребителей. Расход энергоносителя, вне зависимости от того, на чем работает котел отопления, можно убавить следующим образом:

  • снизить температуру в помещениях;
  • повысить КПД агрегата.

Первый способ покажется многим в корне неправильным, с чем трудно не согласиться. Ведь отопление для того и существует, чтобы поддерживать именно комфортную температуру.

Второй способ применить так же невозможно, так как КПД жидкотопливного оборудования без того очень высокий. Вечный двигатель еще не изобрели, и есть подозрение, что этого не случится. Потому такой способ также не выдерживает критики.

Так что стоит смириться с тем, что оборудование израсходует топлива столько, сколько положено, и объективно повлиять на это никак нельзя. Единственный действенный способ — качественно утеплить строение. Так можно снизить расход любого энергоносителя, в том числе и солярки, на 30—40%, и владельцы частных домов это подтверждают в отзывах.

Поэтому, чтобы убавить «аппетит» жидкотопливного агрегата, стоит потратиться на теплоизоляционные мероприятия. Без расходов — никак.

mynovostroika.ru

Жидкотопливные котлы

котлы на отработке 5Energy автоматический розжиг (автомат)

котлы на отработке 5Energy ручной розжиг (полуавтомат)

калориферы на отработке

Российская компания 5Energy является одним из ведущих производителей котлов и калориферов, работающих на жидком топливе.


Выберите подкатегорию

Популярность котлов на жидком топливе объясняется их автономностью . Хотя топливо для них довольно дорогое и также не дешево обходится монтаж. Покупка жидкотопливного котла будет оправдана в том случае, если помещение не имеет доступа к магистрали газа.

Говоря о принципе работы таких котлов, то они во многом похожи на газовые котлы напольного типа. Основное отличие заключается в конструкции. Жидкотопливные котлы отопления оснащены вентиляторной горелкой, в независимости от того, какой мощностью обладает котел. Роль горелки состоит в следующем- она распыляет топливо под давлением и подает его в камеру сгорания. На мелкие фракции топливо распыляется, когда проходит через форсунку. После топливо приобретает туманообразную форму и смешивается с воздухом, который нагнетает вентилятор поддува. Топливно воздушная смесь попадает в горелку и после этого происходит ее воспламенение.

Есть у котлов на жидком топливе свои преимущества: котлы на солярке работают относительно тихо и не так быстро загрязняются. Сравнивая их с котлами газового типа, не потребуется получать разрешение на их установку, а также котлы на отработке почти ничем не отличаются по параметру, как производительность.

Еще одним достоинством является высокая степень автоматизации. Если в емкости залить максимальное количество жидкого топлива, то его хватит может на два три месяца работы котла. Источник электроэнергии нужен для того чтобы обеспечить автономность работы таких компонентов котла, как насос, горелка и прочих приборов.

На рынке сейчас присутствуют модели жидкотопливных котлов как с автоматическим поджигом,так и с ручным. Первые это удобство , вторые как правило значительно ниже по стоимости.

ignis-pro-kotly.ru

способ установки, принцип работы, расход топлива, фото и видео информация

Содержание:

1. Принцип работы и основные параметры
2. Монтаж жидкотопливного котла отопления

Имеет смысл установить жидкотопливный нагревательный котел, если нет возможности подключиться к газовой магистрали. Твердотопливные котлы в отличие от агрегатов, работающих на жидких энергоносителях, имеют большую степень автоматизации и с этой точки зрения их использование более оправдано. 

Принцип работы и основные параметры


Принцип работы жидкотопливных теплоагрегатов имеет много сходства с газовыми приборами напольного типа. Основное в чем они отличаются – это особенности конструкционного решения. 

Жидкотопливный котел отопления, он изображен на фото, оснащают вентиляторной горелкой вне зависимости от мощности оборудования. Данный элемент агрегата распыляет на мелкие капли жидкое топливо под большим давлением, когда оно проходит через форсунку, после чего попадает в камеру сгорания (детальнее: «Отопительные котлы на жидком топливе — изучаем преимущества и методы установки»). Пребывая в туманообразном состоянии, топливо смешивается с воздухом, поступающим благодаря работе вентилятора котла. Образовавшаяся смесь попадает в газовую горелку и там она воспламеняется. 

Функционирующий на жидком топливе котел при желании дополнительно оснащают регулятором, управляющим различными устройствами, которые подключают к теплоагрегату. Это может быть насос или горелка. 

Основным параметром жидкотопливного котла, как и агрегатов другого типа, является мощность. Для определения данного показателя, влияющего на эффективность обогрева дома, необходимо произвести теплотехнический расчет. При проведении вычислений требуется учесть количество оконных проемов и дверей и их расположение в помещении, толщину перекрытий и стен, теплоизоляцию здания. Нужно принимать во внимание даже количество людей, проживающих в доме. 

Сделать точные расчеты под силу специалисту в области теплотехники. Самостоятельно произвести вычисления мощности прибора можно только приблизительно. Так для дома, в котором высота потолка составляет 3 метра и с хорошо утепленными стенами, на обогрев 10 «квадратов» площади потребуется около 1 кВт мощности теплоагрегата. 

Многие модели жидкотопливных котлов могут работать при помощи газовой горелки. Приобретение такого прибора, функционирующего на солярке, оправдано при условии, что в перспективе планируется проведение в дом газопровода. Прежде, чем перевести прибор с одного вида топлива на другое, необходимо выполнить ряд мероприятий, причем желательно доверить эту работу специалистам. Потребуется прочистка дымоотводящих каналов и настройка новой горелки. 

Монтаж жидкотопливного котла отопления


Чтобы установить жидкотопливный котел отопления нужно подготовить для него отдельное помещение. Кроме этого, потребуется вытяжка и специальное место, где будет находиться запас топлива. При хранении его в пластиковой емкости под нее следует поместить металлический поддон, чтобы топливо не могло попасть на пол при образовании утечки. 
Когда используют жидкотопливные котлы отопления — расход топлива можно определить по следующей формуле: максимальную мощность теплоагрегата делят на 10. 

Например, дом имеет площадь от 150 до 300 «квадрата», тогда для его обогрева необходимо приобрести от 2 до 4 тысяч литров жидкого топлива. Обычно потребители используют солярку. 

Топливопроводы, подающие топливо, нужно обязательно утеплить. Это потребуется, чтобы не увеличилась его вязкость, иначе для перекачки жидкости потребуется большой мощности циркуляционный насос. Непременно следует правильно и качественно смонтировать топливопровод, поскольку наличие даже одного недостаточно герметизированного места приведет к попаданию в него воздуха. В результате имеется большая вероятность, что котел может временно перестать работать. 

Чтобы избежать загрязнения форсунки агрегата, его оснащают специальным фильтром, предназначенным для очистки солярки. Если не выполнить данное требование, то засорение форсунок приведет к понижению производительности котла, функционирующего на жидком топливе. 

В европейских странах востребован такой вид теплоагрегата как жидкотопливный котел отопления, который на обогрев одного «квадрата» площади затрачивает в год 3 литра солярки. Но дома, где их устанавливают, хорошо утепляют и оснащают принудительной вентиляцией. 

Владелец недвижимости должен помнить, что жидкотопливный прибор периодически требует техосмотра и обслуживания, поскольку в процессе эксплуатации такие элементы котла как горелка, камера сгорания и дымовые каналы, будут загрязняться сажей и пылью. 
В дымоходе может образоваться ржавчина, а теплообменнике и трубопроводе изнутри накипь. Все подобные недостатки негативно отражаются на функционировании и производительности агрегата, даже могут спровоцировать его поломку. 

Немаловажное значение имеет качество источника тепловой энергии. Специалисты не рекомендуют пользоваться для теплоснабжения дома топливом с разными характеристиками, поскольку масляные отопительные приборы очень чувствительны.

При смене дизельного топлива необходимо перенастроить горелку. Для такой процедуры потребуется специальный прибор — газоанализатор. Все вышеописанные особенности жидкотопливных котлов и высокая цена на дизельное топливо являются причиной понижения спроса на данные теплоагрегаты (прочитайте также: «Дизельный котел отопления: расход топлива теплогенератора»). 

Видео-советы по выбору жидкотопливного котла отопления:



Но у устройств, функционирующих на жидком топливе, имеются и весомые преимущества:
  • отопительные котлы на солярке работают тихо и загрязняются не очень быстро;
  • для их установки не требуется получать разрешение в соответствующих инстанциях;
  • они характеризуются высокой производительностью;
  • модели жидкотопливных котлов обладают достаточной для удобства потребителей степенью автоматизации;
  • если топливные емкости заполнить дизельным топливом по максимуму, то такого количества хватит на несколько месяцев работы агрегата, и все это время он будет функционировать автономно. Абсолютную бесперебойность поможет обеспечить приобретение и установка генераторов дизельного типа. Источник электроэнергии требуется для обеспечения работы таких элементов котла, как насос, горелка и прочие. Прочитайте также: «Газовый котел на сжиженном газе: расход топлива на отопление».

teplospec.com

Какой котел лучше — твердотопливный или жидкотопливный котел

Если дом газифицирован или подключение к магистрали планируется в ближайшей перспективе, то вопрос выбора вида теплогенератора решается однозначно – приобретением газового котла. А как поступить тем собственникам, для которых «голубое топливо» недоступно или сложность заправки, хранения баллонов делает нецелесообразным такой способ обогрева? С учетом высоких тарифов на эл/энергию, рядом трудностей с подключением электрического котла и его эксплуатацией приемлемой альтернативой газовым моделям являются агрегаты, работающие на жидком или твердом топливе. Эти приборы отлично подходят для строений с большими площадями и чаще всего используются как основные в системе отопления. И все-таки, какой из двух котлов (при равенстве мощностей) лучше, экономичнее?

Сравнение таких разнотипных установок по характеристикам отдельных образцов не совсем корректно. Дело в том, что приборы каждой из групп выпускаются в нескольких модификациях и сериях, отличающихся возможностями, функционалом и экономичностью в том числе. К тому же и условия их использования каждым собственником совершенно разные. Это относится к выбору приемлемого места установки, удобству эксплуатации, доступности топлива, его стоимости, которая отличается (иногда и существенно) по регионам. Следовательно, конкретная рекомендация приобретать «именно этот» котел совершенно неуместна; придется решать самостоятельно, зная некоторые особенности агрегатов.

Нужно отметить, что подробно ознакомиться с их плюсами, минусами можно и самостоятельно, зайдя на соответствующие сайты, коих в Сети множество. Недостаток такого «изучения» котельного оборудования в том, что в основном в материалах подобной тематики отражены схожие свойства агрегатов разных групп (автономность, простота устройства и так далее), которые в равной степени характерны как для жидко-, так и твердотопливных отопительных приборов. Интереснее другое – в чем между ними разница в практическом аспекте и насколько она существенна?

  1. «Всеядность»
  2. «Горючим» для жидкотопливных установок теоретически являются мазут, бензин и соляра. На практике же первые два вида топлива в быту если и применяются, то крайне редко, в виде исключения. Мазут при минусовой температуре быстро загустевает, а бензин (даже его пары) легко воспламеняется. Следовательно, чтобы ни утверждалось в рекламных проспектах и на тематических сайтах, выбора как такового нет – только солярка.

    Есть и еще варианты – биотопливо и отработка масла (машинного). Но доступность таких видов «горючего» под большим вопросом, а потому всерьез рассматривать их вряд ли стоит.

    Приборы группы ТТК в этом плане предпочтительнее. Они «потребляют» буквально все (в зависимости от модификации): топливо в брикетах и торф, дрова и уголь, пеллеты и строительный мусор. Такие приборы работают как минимум на 2-х разновидностях «горючего».

    Вывод 1 – если возможность замены топлива на аналоги без лишних перестроек/переоснащения оборудования является одним из приоритетов, то твердотопливный котел лучше.
  3. Энергонезависимость
  4. Полной автономностью функционирования характеризуются и ТТ, и ЖТ агрегаты. Но это не следует понимать буквально. Без электроэнергии получится отапливать лишь сравнительно небольшие площади, к тому же об автоматизации говорить уже не приходится.

    Так как котлы приобретаются для обогрева частных строений, то их эффективность обеспечивается принудительной циркуляцией жидкости. А добиться этого без включения в схему отопления насоса нельзя. Да и элементарные системы защиты попросту необходимы. На практике котлы обеих разновидностей подключаются к пром/напряжению, а ИБП используется только для резервирования. Постоянная автономность, организованная таким способом, обходится дорого, да и хлопотное это дело. АКБ требуют регулярной подзарядки, обслуживания, контроля состояния – все это прекрасно известно.

    Вывод 2 – по пункту «энергонезависимость» котлы категорий ТТ и ЖТ примерно равноценны; явного лидера по данному параметру нет. Но в этом отношении с твердотопливными моделями несколько проще по причине отсутствия горелки и электронной платы.
  5. Складирование топлива
  • Твердое. В идеале оно должно быть сухим. Поэтому и помещение для его хранения подбирается соответствующее (влажность, температура, естественная/принудительная вентиляция). Самое рациональное решение – отопление пеллетами. Эти древесные прессованные гранулы поставляются на рынок в пластиковых мешках, и если тара в процессе транспортировки, погрузки/выгрузки не повреждена, то требование к уровню влажности в месте их складирования роли не играет. Главное, чтобы помещение по своим размерам подходило для заготовки топлива в количестве, необходимом для отопительного сезона.
  • Жидкое. С ним гораздо сложнее. И здесь нужно обратить внимание на два момента.

Первый. Солярки нужно на отопительный период довольно много, и хранится она в больших емкостях. Следовательно, придется решать несколько проблем: где на участке разместить резервуары, по какой схеме проложить топливные трубы к дому, как их грамотно утеплить. К тому же для северных регионов и этого недостаточно; понадобится покупать зимние сорта дизельного топлива, а оно стоит дороже.

Второй. Если переместить те же дрова, уголь и так далее в сарай можно и вручную, то как быть с заправкой тары под соляру? Придомовая территория у частного дома всегда обустроена, засажена. Значит, заезд машины на участок нежелателен или в принципе невозможен. Придется при определении места для установки емкостей учитывать максимальную длину рукава топливозаправщика, что ограничивает варианты выбора.

Вывод 3 – в плане удобства хранения топлива выигрывает твердотопливный котел.
  • Удобство эксплуатации
  • По данному пункту сложно отдать предпочтение какому-то одному виду котлов.

    • Считается, что от твердотопливных моделей много пыли и грязи. Но недостаток есть и у приборов группы ЖТ – запах соляры, который в той или иной степени ощущается.
    • Еще одна претензия к ТТ котлам – низкий уровень автоматизации. Но если внимательно изучить особенности данного оборудования, то это не совсем верно. К примеру, в продаже есть модели с автоматической подачей топлива в бункер, агрегаты длительного горения различных модификаций (пиролизные, газогенераторные и тому подобное). А потому суждение о том, что хозяин к ТТ установке буквально «привязан» из-за необходимости периодической загрузки топлива, явно устарело. Современные котлы, работающие на угле, пеллетах, дровах, способны беспрерывно функционировать длительное время без вмешательства пользователя. Для некоторых образцов оно исчисляется сутками.
    • Периодичность обслуживания. С простейшими моделями твердотопливных котлов гораздо сложнее – требуется регулярная выгрузка продуктов горения. Хотя в более совершенных (но и дорогих) моделях чистка зольника осуществляется в автоматическом режиме. И здесь есть небольшой нюанс; многие собственники, имеющие участок земли для огородничества, предпочитают твердотопливные приборы. Объяснение простое: зола – прекрасное органическое удобрение, и в данном случае достается оно совершенно бесплатно.
    • Жидкотопливные котлы, в зависимости от типа горелки, способны работать в нескольких режимах. В этом у них преимущество перед ТТ аналогами. К тому же их легко перевести на газ.v
    Вывод 4 – если грамотно выбрать котел, сообразуясь со спецификой его эксплуатации, перспективой использования, то большой разницы между ТТ и ЖТ агрегатами нет; все зависит от личных предпочтений и материальных возможностей.
  • Безопасность
  • Любой котел промышленного изготовления оснащен элементарными системами защиты. Это неукоснительное требование различных нормативных документов (ПТБ, ГОСТ, СНиП и ряда других).

    Вывод 5 – заводское оборудование имеет все необходимые защиты. При неукоснительном соблюдении правил эксплуатации котел, независимо от вида топлива, безопасен.
  • Экономичность
  • Один из основных вопросов, которым интересуются потенциальные покупатели. Стоимость котла – это одно. А вот во что обойдется его эксплуатация? Приводить точные расчеты цен на «горючее», его расход не совсем правильно. Любые результаты вычислений однозначного ответа не дадут, так как в каждой местности и доме – своя специфика. К примеру, в угледобывающих регионах «черное золото» намного дешевле хотя бы потому, что нет транспортных «накруток». Да и строения отличаются степенью износа, качеством утепления, планировкой, этажностью.

    Но если ознакомиться с отзывами специалистов и собственников, то их мнения сходятся – использование в системе отопления ЖТ котла в суммарном выражении обходится намного дороже.

    Вывод 6 – в плане экономичности выигрывает оборудование категории «твердотопливное».

    На заметку! Так как котел – установка дорогостоящая, к тому же долговременного использования, перед его покупкой желательно посоветоваться с профессионалом. Только он, ознакомившись с местной спецификой, способен оценить все риски, нюансы и особенности конкретного строения и схемы обогрева.

    В интернет-магазине «alfatep.ru» всегда большой выбор отопительных агрегатов различных видов и модификаций. Компания давно специализируется в этом сегменте рынка и имеет в штате профессионалов в сфере проектирования и обустройства систем обогрева любой сложности. Ее сотрудники готовы оказать помощь собственникам строений, расположенных в Подмосковье, по выбору оптимальной модели котла. Нужно лишь позвонить по номеру 8 (495) 109 00 95, и по желанию клиента они окажут полный комплекс услуг – от консультации (в том числе, по снижению теплопотерь в здании) до разработки схемы и монтажа необходимого оборудования.

    alfatep.ru

    Добавить комментарий